Saare 41 AC. Больше, чем просто красота

Эта яхта отличается отменными ходовыми качествами, внешностью «на все времена» и обилием отличных деталей, которые особенно порадуют опытного яхтсмена








Текст Фритьофа Гункеля

Изготовитель яхт под брендом Finngulf давно достиг среднестатистического скандинавского качества. Но сегодня компания Saare Yacht готова предоставить альтернативу – продуманную и универсальную модель 41-футовой яхты с кормовым кокпитом.

Острые грани, широкая корма, угловатые надстройки, скрытая проводка фалов, упрощенная планировка палуб давно стали стандартом. Так же как и «минималистские» интерьеры со светлым деревом и большой долей пластиковых поверхностей. Это, однако, не значит, что эти решения лучшие. Напротив, лучшие лодки всегда выделяются: залог их долговечности не только качество постройки, но и стиль. Важны: умеренная ширина, слегка наклоненный форштевень, умеренная полнота корпуса, маленькие площади иллюминаторов. Темное дерево, практичная «морская» отделка, множество других практичных деталей.

Типичными представителями подобного типа судов являются яхты знаменитых шведских верфей наподобие Hallberg-Rassy, Najad, Malo, а также Sunbeam из Австрии. Они недавно получили конкурента из Эстонии, верфь Saare Paat, которая вынесла на суд общественности интересную альтернативу. Жители острова Курессааре начали с яхты с центральным кокпитом Saare 41, продолжили дело лодкой с кормовым кокпитом Saare 38 и вновь вернулись к 41-й модели, полностью ее переработав и перенеся кокпит в корму.

Судно внешне выглядит крайне консервативно: закрытая корма с узким транцем, разумная ширина, интегрированный в корпус фальшборт, отформованный привальный брус – все приметы вневременного дизайна. Второй взгляд падает на детали парусного вооружения: опирающуюся на киль (опционально – стоящую на палубе) высокую мачту Selden с дробным вооружением и двумя короткими краспицами, ванты, проведенные на палубу. Это позволяет поставить на яхту стаксель с большим перекрытием грота и за счет расположенных на крыше рубки погонов стаксель-шкотов получить очень острый угол лавировки. Вдобавок при этом палуба остается свободной, облегчая проход за мачту в нос.

Быстрее, чем она выглядит

Вкратце: хотя лодка выглядит крайне традиционно, по ходовым качествам она находится на самом современном уровне, что показал наш тест. Она хорошо разгоняется, преобразуя каждый порыв ветра в отчетливое ускорение, и быстро выполняет все маневры. И еще, управление ею просто наслаждение. Рулевое устройство от Jefa безукоризненно передает усилие на квадрант, с которым через баллер нержавеющей стали, установленный на самоориентирующихся подшипниках, связано полубалансирное перо руля.

Рулевое управление очень «короткое» – всего 1,75 оборота от упора до упора. Рулевое колесо имеет диаметр 1,37 м, но возможна и установка более скромного штурвала, который, однако, работает хуже с точки зрения качества управления.

Saare 41 AC восхищает.

При ветре 16–18 узлов (на порывах – до 22) и гладкой воде была показана средняя скорость порядка 7 узлов при лавировочном угле 80°. Этому способствовали также и отличные паруса Elvstrom серии Epex. На полных курсах под лавировочными парусами лодка развивала скорость 8 узлов, на порывах – до 9. Просто отлично! Поведение на ходу и показанные цифры заставляют отнести эту лодку к классу скоростных крейсеров еще увереннее, чем консервативные шведские суда. Периодически приходившую волну лодка встречала без малейшей потери контроля со стороны рулевого за ее поведением.

Читайте также  С-Yacht 12.50i: серьезный игрок

Что мы обнаружили дальше: удобнее всего управлять яхтой, сидя сбоку – с отличным обзором акватории и парусов. Рулевой при этом может работать с гика-шкотом благодаря германской системе его проводки. Если у него длинные руки, он может дотянуться и до лебедок генуи. Гораздо более радует то, что в качестве них используются Harken 50-го типоразмера, что даже чуть великовато для такой яхты.

Все элементы управления очень удобны. Ахтерштаг располагает натяжителем, перед рулевым постом проходит погон для регулируемой каретки гика-шкота, на самом посту смонтирована панель, содержащая плоттер, компас и обычные яхтенные приборы. Каретки гика-шкоты регулируются из кокпита, барабан закрутки генуи находится под палубой.

Комфорт на палубе не исчерпывается только этим: везде, к примеру, расположены релинги и поручни – внутри и снаружи сходного люка, вокруг ветрового стекла, так же как и на крыше рубки. Банки в кокпите чуть коротковаты (1, 50 м), но в сочетании с высокими комингсами и ветровым стеклом они представляют собой очень удобное и отлично защищенное место. Небольшой проход на корму также может быть перекрыт съемной банкой. Еще порадовало то, что между якорным ящиком и носовой каютой есть отсек для хранения парусов, так же как и рундук между кормовой каютой и транцем.

Под мотором Saare 41 AC идет довольно тихо с крейсерской скоростью 7,5 узла (максимальная – 8,2 узла). Серийно устанавливается двигатель Volvo D2 55, 75-сильный двигатель является опцией, равно как и дополнительный топливный танк, добавляющий к штатным 300 литрам еще 100 литров топлива. Серийно ставится складывающийся трехлопастной винт Flexohold.

В целом лодка укомплектована очень хорошо: свинцовый балласт, фалы из дайнимы, тик в кокпите, на палубе и крыше рубки, ветровое стекло, спрэйхуд, отопитель, аккумуляторные батареи AGM, лаг, эхолот и покрытие подводной части эпоксидным грунтом входят в базовую цену.

Индивидуальна, как только возможно

В качестве следующего плюса отметим крайне удачное зонирование внутреннего пространства. Интерьер выглядит крайне традиционно («яхтенный классицизм»), под ногами – обычные слани, все грани закруглены под большим диаметром, всюду обилие вентиляционных решеток, и все это отделано красным деревом (махагони). Отделка очень качественная – семислойное лаковое покрытие, тщательные шлифовка и стыковка всех деревянных поверхностей (даже там, где взгляд этого не видит). Любовь к судостроению и большой опыт видятся в каждой детали: например, слани лежат на подкладке из мягкой резины – не скрипят и не дребезжат.

Яхты Saare больше не являются чем-то неизвестным, напротив, они представляют отличную альтернативу признанным маркам. Saare 41 AC в каждом пункте соответствует высоким запросам: конструкция, ходовые качества, отделка и оборудование, степень индивидуализации.

Читайте также  Hallberg-Rassy 55: маленький великан

И еще вдобавок пресная или забортная вода подаются бесшумно при помощи ножной помпы (это еще и электроэнергию экономит). Все фитинги наглухо заламинированы в обшивку. Отопитель забирает воздух для обогрева через кормовой рундук. Вблизи киля имеются глубокие льяла. Все вентили и клапана, а также предохранители легко доступны. Чтобы снизить число отверстий в кокпите, на яхте есть только один (централизованный) забор морской воды для камбуза и гальюна.

Помимо этих приятных мелочей мы нашли и немало других полезных вещей: например, все 10 иллюминаторов надстройки могут быть открыты, дополнительные пять палубных люков и четыре вентилятора типа «дорадо» способствуют отличной вентиляции.

Размерения, влияющие на комфорт размещения, тоже в порядке: даже самая короткая койка по правому борту имеет длину 1,91 м, что позволяет нормально спать человеку почти любого роста (кроме Дяди Степы), другие койки еще длиннее.

Высота подволока по всему салону больше 1,90 метра. Даже в выгородке душа высота составляет 1,82 метра. Над рабочими поверхностями камбуза высота простора для рук равна 0,95 м, что соответствует современным требованиям. Традиционалистам также понравятся Г-образный камбуз у трапа, навигационный столик с посадкой «по курсу», продольный и Г-образный диваны в салоне.

В серию Saare 41 AC идет с двумя кормовыми каютами и одной душевой спереди. Рядом с трапом оборудован обогреваемый (!) шкаф для мокрой одежды. В качестве альтернативных вариантов планировки предлагается обустройство большого рундука вместо одной из кормовых кают (без доплаты) или установка второго гальюна (1880 евро) вместо сушилки для мокрой одежды.

Возможны еще вот какие опции: увеличенная по площади носовая каюта, второй холодильник (встроенный в салонный столик) дополнительный водяной танк, бар с подсветкой и подвесная койка в кормовой каюте. Поэтому мы считаем, что большим плюсом данной верфи является ее гибкость. «Благодаря малой серии мы можем реализовывать массу особых пожеланий заказчиков, которые нереализуемы в случае крупносерийных яхт», – говорит датский дилер Saare Томас Нильсен.

Отлично построена, прекрасно оснащена

Не только гибкость верфи, но и ее технологии впечатляют. Например, двери в основе своей имеют сотовый наполнитель, оклеенный шпоном. Это экономит вес и способствует долговечности и жесткости деталей обстройки. За счет иной планировки и облегченной палубы версия с кормовым кокпитом весит на 800 кг меньше, чем ее предшественница с центральным.

Корпус яхты выклеивается с помощью винилэфирной смолы (в наружных слоях) для защиты от осмоса, в качестве наполнителя используется бальса толщиной 19 мм. Она обеспечивает не только высокую жесткость корпуса, но и отличные тепло- и звукоизоляции. Ниже КВЛ корпус имеет цельноламинированную конструкцию. В районе киля корпус сделан из однонаправленных и мультиаксиальных стеклотканей с очень часто поставленными флорами и стрингерами. Секции корпуса и палубы склеиваются и заламинировываются совместно – очень важный для надежности процесс, от которого ради экономии отказались многие современные верфи.

Читайте также  Hanse 505: путь к лучшему

Отличные ходовые качества, классический внешний вид, качественные оборудование и отделка, гибкий подход к внутренней планировке, прекрасная конструкция – это гораздо больше того, чем мы ожидаем от большинства серийных яхт сегодня. Особенно приятно, когда и цена за это все является адекватной. В базовой комплектации Saare 41 AC стоит 341 130 евро, в комфортной – 368 880. Это делает Saare явно куда более выгодной покупкой, чем большинство ее конкуренток.

И мы еще раз убедились, что эта яхта (как и обе предыдущие испытанные нами эстонские лодки) является правильной яхтой.

Техническая страница

Лодка может поставляться во множестве разных вариантов планировки, например с подвесными койками в коре (см. фото)

Скоростные качества, без учета дрейфа и течений

40°   7,1 уз.

60°   7,5 уз.

90°   8,4 уз.

130° 9,1 уз.

180° 6,5 уз.

Тестовые условия

Скорость ветра: 16–18 уз. (5 Б)

Высота волны – около 0,2 м

Энерговооруженность1 = 4,7

4.0 крейсер – 5.0 скоростной крейсер

Для своего типа лодка несет немало парусины.

Технические данные

Конструктор               Карл-Йохан Штральман

Категория СЕ             А (океан)

Длина корпуса  12,50 м

Ширина              3,92 м

Осадка               2,00/1,80 м

Водоизмещение        9,8 т

Доля балласта 40%/3,9 т

Площадь грота          48,0 м2

Площадь генуи (перекрытие 135%)  55,0 м2

Двигатель (Volvo Penta) 55 л.с.

Конструкция корпуса и палубы

Сандвичевая конструкция с бальсовым наполнителем. Корпус цельноламинированный ниже КВЛ. Частичное использование винилэфирной смолы. Стеклопластиковые флоры.

Концепция и конструкция

+ классический облик

+ современная конструкция

+ масса вариантов для индивидуализации

+ сравнительно низкая цена

Ходовые качества и управляемость

+ отличные скорость и крутизна

+ хорошее поведение на волнении и при порывах

+ очень приятна в управлении

+ изобилие возможностей для настройки

Качество сборки и обитаемость

+ сборка на очень высоком уровне

Комплектация и оборудование

+ изобильная базовая комплектация

+ солидная конструкция

Комплектация и цена

Базовая цена верфи         341 130 евро

Цена в состоянии готовности к выходу в море2         357 474 евро

Цена с комфорт-пакетом2 368 880 евро

Общая гарантия/от появления осмоса      2/5 лет

Верфь

Saare Paat, Nasva, Эстония

1 Безразмерное число, отношение √S/∛V. Чем оно больше, тем больше площадь парусности (S) в отношении к водоизмещению (V).

2 По стандартам журнала Yacht

Опубликовано в Yacht Russia №42 (6 — 2013)