Пять сестер: Delphia 34, Bavaria Cruiser 33, Jeanneau Sun Odyssey 349, Dufour 350, Hallberg-Rassy 310

Класс семейных яхт длиной до 10 метров сегодня многообразен и привлекателен как никогда. Пять современных моделей крупных массовых верфей мы взяли на наш большой сравнительный тест





Текст Михаэля Гуда и Фритьофа Гункеля

Длина около 10 метров и ширина до трех с половиной: этим размерениям на рынке соответствуют крейсерские яхты, которые обладают неким особым статусом. В данном случае мы говорим о так называемом «классе яхт для начинающих яхтсменов» или, иными словами, о первой яхте в семье. Короче говоря, мы имеем в виду крейсерские парусные суда, базовая цена которых находится на уровне около 80 000 евро.

Этому типоразмеру все крупносерийные верфи уделяют особое внимание. Помимо объемов выпуска они сегодня задумываются о другом: яхты этого класса должны быть сделаны так, чтобы «привязать» своих обладателей к данному бренду, вызвать у них лояльность к нему. Что это означает для самих судостроителей? А примерно вот что: надо спроектировать и построить лодку, которая будет в точности соответствовать вкусам и запросам тщательно и многократно просчитанной целевой покупательской аудитории, но при этом не быть похожей на модели конкурирующих в этом же сегменте верфей-изготовителей.

Яхты этого очень большого по охвату рынка, но маленького по размеру класса проектируются на основе списка требований, формируемого по итогам опросов множества потенциальных покупателей. Основные из этих требований вполне очевидны: в первую очередь это достаточные размеры и внутренние объемы, которые для многих новичков ассоциируются с комфортом и безопасностью. Планировка подавляющего большинства яхт этого класса – трехкаютная, что тоже логично. За пределами этих минимальных базовых требований яхты этого класса могут различаться достаточно широко: среди них есть лодки, пригодные для отпускных плаваний, для походов выходного дня, скромныедейсейлеры, а также клубные гонщики.

Смотр соперников

Нет ничего удивительного в том, что все ведущие изготовители яхт 10-метрового класса активно обновляют свои модели, постоянно поддерживая их на уровне современных требований. Не стали в целом исключением и те лодки, которые мы «пригласили» на наш большой сравнительный тест.

Мы проводили его в марине Анкора в Нойштадте, что в Любекской бухте. Немецкое яхтостроение было представлено моделью Cruiser 33 верфи Bavaria. Поляки представили новейшую Delphia 34. Из Франции прибыли сразу две соперницы: Dufour 350 и SunOdyssey 349 верфи Jeanneau.

Эту компанию мы разбавили яхтой немного иного уровня: шведской HR 310 производства знаменитой верфи Hallberg-Rassy. Она немного меньше, чем ее конкурентки, однако для участия в данном сравнительном тесте подходит все же лучше, чем ее более крупная соперница HR 342, которая уже заметно крупнее. Конечно, понятно, что HR 310 в данном тесте выступает несколько «вне зачета» – не столько из-за размера, сколько из-за своей цены.

К сожалению, в нашей программе испытаний не смогли принять участие Hanse 345 и Oceanis 35 (выпускаемая сегодняшним лидером рынка компанией Beneteau). Обе верфи сначала подтвердили свое участие в нашей «проверке на дорогах», но потом были вынуждены отказаться из-за логистических сложностей – оказалось невозможным доставить их яхты в срок на нужное место.

Поскольку прогнозы предвещали шторма, то уже в первый день мы выгнали всех участниц смотра в море. Условия поначалу были неплохими – ветер достигал 15 узлов, правда, достаточно быстро начал стихать.

Чем объемнее, тем остойчивее

При свежем ветре выдающиеся ходовые качества продемонстрировали обе француженки – Jeanneauи Dufour. Они были заметно быстрее и на лавировке демонстрировали отчетливое превосходство над соперницами. Обе лодки имеют современные обводы с хорошо выраженной скулой и большими объемами в носу и особенно в корме.

Однако заметим и вот что: и Jeanneau, и Dufour прибыли на тест укомплектованными так называемым «скоростным пакетом» (Performance Paket). Высокие ходовые качества обеих яхт не в последнюю очередь были обязаны именно этому обстоятельству. Например, у Jeanneau грот в верхней части имел очень большой горб.

Hallberg-Rassy310 тоже имела паруса, отличные от базовых. На лавировке она не была так же хороша, как французские лодки, но представляла собой наиболее опасного соперника для них.

Удивительно хорошие скоростные качества показала Bavaria Cruiser 33, даром что она – единственная на тесте – была оснащена гротом на закрутке. Очевидный минус такой схемы в виде более тяжелой мачты и меньшей площади парусности оказался незаметным, на острых курсах Bavariaбыла очень неплоха. И это при том, что она – опять же единственная – имела винт с нескладывающимися лопастями. Правда, винты со складными лопастями входят в базовое оснащение лишь на Hallberg-Rassy.

Delphia34 в начале испытаний вела себя не лучшим образом, но по мере ослабления ветра проявляла себя все лучше и лучше. На полных курсах она почти полностью отыгрывала свое отставание на лавировке, а с уменьшением скорости ветра становилась конкурентоспособной и на курсах острых. Отметим, что она при этом была оснащена стандартными дакроновыми парусами польского пошива.

К сожалению, ухудшившаяся в следующие дни погода (до 30 узлов на порывах) не дала нам возможности даже помыслить о продолжении сравнительных тестов. Но, несмотря на шторм, мы все же еще один раз вывели лодки из гавани – для того чтобы оценить разницу в остойчивости «широкозадых» французских яхт со сравнительно консервативными в плане обводов лодками производства Bavaria, Delphiaи Hallberg-Rassy.

Обе французские модели шли с меньшим креном и лучше реагировали на сильные порывы; неконтролируемые броски на ветер практически отсутствовали. Jeanneau при этом имела два пера руля, так что говорить о потере управляемости на кренах этой яхты вообще не приходится.

Как и ожидалось, в сильный ветер очень остойчивой оказалась HR 310. Это неудивительно – у нее среди всей пятерки самая высокая доля балласта в водоизмещении. В штормовых условиях эта симпатичная шведка была самой беспроблемной с точки зрения поведения яхтой. Только на курсе фордевинд эта лодка начинала заметно крениться и приводиться. Однако благодаря очень чувствительному управлению румпелем управлять ей и в этой тяжелой ситуации не составляло никакого труда.

Штурвал, два штурвала или румпель

Hallberg-Rassy 310 была единственной яхтой на тесте, оснащенной румпелем. Это выделяло ее из всех испытанных лодок, и, конечно, ее управляемость не может напрямую сравниваться с остальными судами, принимавшими участие в тесте. Важный момент: ни одна из пяти опробованных яхт не имела опции выбора между румпельным и штурвальным управлениями.

Bavaria 33 Cruiserи Delphia 34 предлагают своим владельцам вариант с одним штурвалом. У немецкой яхты при этом комингсы кокпита вблизи рулевого поста обрезаны, так что рулевой может сидеть на борту, зажав штурвал между коленей. Эта позиция дает ему хороший обзор переднего паруса. (В Гибельштадте, кстати, работаюти над версией с двумя штурвалами – см. далее.) На Delphia рулевой пост заметно сдвинут вперед, комингсы идут до самой кормы. Поэтому рулевой не может так же удобно, как на Bavaria, усесться на борту – он сидит глубже в кокпите, у него хуже обзор, зато посадка безопаснее и хорошо защищена от брызг и волн.

Обе французские лодки имеют сравнимые по планировке кокпиты и по два штурвала. Большим преимуществом подобной схемы является свободный кокпит, «яхтсменам выходного дня» он удобен тем, что через него можно легко пройти к купальной платформе и обратно. На ходу же рулевой на этих яхтах не столь хорошо защищен, зато на кренах он находится довольно высоко, что улучшает обзор вперед, да и контроль над парусами.

Обе эти яхты вдобавок ко всему не имеют и ахтерштагов. Для компенсации их отсутствия обе лодки имеют очень длинные и сильно развернутые назад краспицы. Это дает рулевому большую свободу – ничто не упирается ему в затылок, кроме того, позволяет иметь грот большого размера. Однако при усилении ветра отсутствие такого важного элемента, как настройка натяжения форштага, не может не сказываться.

На всех пяти лодках в стандартную поставку входит сравнительно короткая генуя с длиной по нижней шкаторине всего 105–110% основания переднего треугольника. В ряде случаев можно заказать автоматический стаксель.

Технические особенности

В части рулевого устройства интересно выглядит Delphia. Ее рулевой механизм имеет толкающие штанги с кардановыми шарнирами, поэтому он имеет минимальные люфты. Сам механизм хорошо доступен через люк в настиле кокпита и очень легок в обслуживании.

Недостаток же системы с толкающими штангами заключается в почти полном отсутствии обратной связи на руле. Поэтому мы не сильно удивились, что в ходе наших испытаний именно Delphia было труднее всего вести острыми курсами. Ощущение давления на пере руля отсутствовало полностью.

Читайте также  Sun Odissey 41: всё под одной крышей

У обеих французских яхт рулевые устройства имеют тросовую связь с квадрантами, причем используется единый трос. Это обеспечивает самый легкий ход механизмов, однако при выходе из строя механики одного из рулевых постов яхта полностью теряет управление. Лучше было бы обеспечить раздельный тросовый привод каждого из квадрантов. На Jeanneau доступ к квадрантам для осмотра и обслуживания затруднен. На Dufour к рулевому устройству можно сравнительно легко подобраться из кормовой каюты. Так же сделано и на Bavaria.

На Delphia, Dufourи Jeanneau объемы рундуков в кокпите сильно зависят от того, какая выбрана подпалубная планировка – с двумя или с тремя каютами. От этого зависит, будет ли организован большой рундук под банками кокпита или нет. Но поскольку у польской яхты банки тянутся до самой кормы, то даже в трехкаютной версии она имеет два сравнительно больших рундука. У Dufourи Jeanneau рундуки находятся в самой корме, рядом с ними можно разместить спасательный плот.

Надо заметить, что французы придают хранению плота бОльшее значение, чем остальные изготовители. На трех остальных яхтах спасательный плот приходится либо убирать в рундук, либо как-то крепить на кормовой релинг.

Варианты килей и моторы

Все лодки на тесте были со стандартными килями L-образной формы и осадкой от 180 (Hallberg-Rassy) до 198 (Jeanneau) сантиметров. Есть альтернативы с мелкими килями, тогда осадка будет колебаться от 140 до 155 сантиметров.

Вариант подъемного киля с переменной осадкой предлагается только для Delphia (киль с опускаемым швертом или тяжелый шверт) и Jeanneau (качающийся киль). За счет двух перьев руля Sun Odyssey является единственной лодкой на тесте, которая может становиться корпусом на осушку.

Все яхты штатно оснащаются дизелями мощностью 19 л.с. На Jeanneau ставят Yanmar, на другие яхты – Volvo. Bavaria, Dufourи Hallberg-Rassy предпочли привод типа Saildrive, на Jeanneau и Delphia применен обычный валопровод.

Маневренность

Во время проверки маневренных качеств в гавани победителем оказался Dufour. У него перо руля смещено вперед сильнее всего, за счет этого он имеет наименьший радиус циркуляции и наиболее быструю реакцию на действия рулевого. Лодка достаточно быстро разгоняется (как вперед, так и назад), и руль очень чуткий.

Но хорошие маневренные качества тестовой лодки этой марки имеют еще одну причину – более мощный двигатель, целых 30 л.с. Более мощные двигатели предлагают своим заказчикам также и Bavaria с Delphia, а вот судовладельцы, выбравшие остальные два бренда, вынуждены довольствоваться единственным вариантом двигателя.

Хорошие качества при ходе под мотором показала также и Jeanneau. Хотя перья ее двух рулей лишены непосредственного обтекания потоком воды, уже на малом ходу лодка очень чутко реагирует на перекладку руля. Delphia и Bavaria во время маневров выглядели гораздо более «вялыми», заметно медленнее отзываясь на действия рулевого.

На заднем ходу лучше всех управлялась Hallberg-Rassy–за счет прямой связи румпеля с пером руля.

Больше объемов, больше вариантов планировки

В 10-метровых корпусах возможности конструкторов по разнообразию планировок внутреннего пространства довольно ограниченны. Несмотря на это, в данном классе стал стандартом выбор вариантов в виде двух- или трехкаютной планировки с одним гальюном. В нашем тесте три из пяти представленных яхт (Delphia 34, Dufour 350 и Sun Odyssey 349) предоставляли покупателю такую возможность выбора, при этом Jeanneau была единственной трехкаютной яхтой на тесте.

А вот Cruiser 33 из стана баварцев пока предлагается только в двухкаютном исполнении. Однако яхтостроители из Гибельштадта предлагают в качестве новинки следующего сезона доработанную версию под индексом Cruiser 34 (см. YR № 79). Новая лодка помимо измененной планировки кокпита получит и трехкаютную планировку в качестве опции. А вот Hallberg-Rassy имеется только в двухкаютном варианте. Симпатичная шведка – самая маленькая среди всех яхт-участниц, она и короче, и уже всех. Логично, что трехкаютного варианта у нее нет.

Функциональность или удобство

Наибольшими внутренними объемами располагает Dufour 350 Grand Large – и это не просто ощущение, это факт. Французская лодка является самой широкой среди участниц теста, а длина салона между переборками составляет 2,9 м. У всех других яхт на тесте этот размер заметно меньше. Добавляет ощущения простора двойная дверь в носовой переборке – когда обе ее створки распахнуты, салон и носовая каюта объединяются в единое пространство. Помимо этого Dufour – единственный! – располагает большим панорамным иллюминатором в рубке и дополнительными иллюминаторами в корпусе, что его делает его интерьер очень светлым и воздушным.

На Bavaria 33 Cruiser интерьер выглядит проще, но современнее, примерно то же самое можно сказать и про Sun Odyssey 349. На обеих яхтах конструкторами сделан явный упор на функциональность интерьера в ущерб изысканности. Удачный компромисс между голой функциональностью и уютом достигнут на Delphia 34 и особенно на Hallberg-Rassy 310. Шведская яхта внутри выглядит классически и демонстрирует высококачественный скандинавский стиль интерьера с типично высоким северным уровнем обитаемости.

Здесь надо вставить одно замечание: на шведской яхте – напомним, самой маленькой из всех – все участники нашего теста могли обсуждать ее интерьер, сидя на удобных диванах. На конкурирующих лодках нам пришлось стоять.

Полноразмерные койки

Все испытанные яхты располагали полноценными койками в носовой каюте, вполне пригодными для ночлега двоих взрослых людей. Размерения коек лежат заметно выше наших минимальных требований. Лидером здесь опять же является Dufour 350. У этой яхты длина коек в носовой каюте больше двух метров, а ширина на уровне плеч – 1,86 м.

Но и кормовые каюты наших подопытных не вызвали никаких нареканий. У Delphia, Dufour и Bavaria (в данном случае речь пойдет о новой Cruiser 34) размеры коек в корме зависят от планировки лодки – у двухкаютных вариантов койки, разумеется, просторнее, чем у трехкаютных. У чисто двухкаютной Bavaria 33 при этом койки в корме самые просторные: длиной более двух метров и шириной 1,80 м на уровне плеч.

На всех тестовых лодках есть возможность организовать спальное место (места) в салоне. На Dufour 350 эти дополнительные спальные места имеют длину всего лишь 1,90 м и не подходят для гулливеров и баскетболистов. На Delphia 34 в салоне можно спать только на одном борту, зато хитроумные поляки придумали возможность трансформировать диван в двуспальную койку. Однако ширина такой койки в плечах равна всего лишь 120 см, этого недостаточно для комфортабельного отдыха двух взрослых людей, а вот детям будет здесь вполне удобно.

Наиболее удобные и комфортабельные односпальные койки в салоне – у Hallberg-Rassy 310. На уровне плеч ширина составляет 80 см. Этого вполне достаточно.

Непохожие камбузы

Очень важный момент в крейсерском плавании – кулинария на борту. Поэтому ей все изготовители уделяют немало внимания. Впереди всех здесь Jeanneau: камбуз на ней просторнее, чем на остальных четырех лодках. Здесь и рабочая поверхность для готовки больше, и внутренние емкости объемнее. Тот, кто много готовит на борту, будет доволен этим камбузом, сюда можно загрузить самые большие кастрюли, какие только можно найти.

Очень аккуратно и функционально исполнен камбуз на Delphia 34. Здесь тоже хватает внутренних объемов для посуды и съестных припасов. Но тот, кто выберет трехкаютную версию, должен знать, что камбуз при этом будет обрезан до минимальных размеров.

Камбузные отсеки Bavaria и Dufour похожи друг на друга как по размерам, так и по планировке. Здесь уже можно столкнуться с тем, что для какого-то кухонного инвентаря места уже не найдется.

На Hallberg-Rassy камбуз очень мал, но исключительно практичен. Поскольку третьей каюты на шведке нет и не может быть в принципе, камбуз сильно смещен назад и находится в своеобразном закутке за сходным трапом. В образовавшемся пространстве очень удобно стоять и готовить, опираясь спиной на трап – даже на крене и качке.

Где-то больше, где-то меньше

Ничуть не менее важным, чем камбуз, на яхте является гальюн, сегодня являющийся одним из средств самовыражения конструкторов. На исследуемых яхтах его размеры опять же зависят от планировки – две или три каюты. В двухкаютной версии лидером по размерам этого отсека является Sun Odyssey 349, на которой удалось даже сделать изолированную душевую. На всех остальных яхтах такого роскошества нет.

Но в трехкаютных вариантах на всех яхтах (кроме Hallberg-Rassy, разумеется) размеры гальюна урезаются очень сильно, в том числе и на Jeanneau.

Читайте также  Lagoon 39, Leopard 40, Nautitech 40. Больше корпусов – больше удовольствия?

Очень важный момент в гальюне – освещенность и вентиляция. Все лодки имеют здесь небольшой вентиляционный лючок, но вот организовать сквозняк для проветривания не выйдет ни на одной из них. На Delphia этот лючок самый маленький, и здесь темновато даже днем – обязательно надо включать освещение. Более или менее приемлемой вентиляции гальюна можно добиться, лишь открыв в нем дверь в салон – что вряд ли приемлемо.

Если же говорить о вентиляции салона в целом, то здесь лучшие оценки заслужили Bavaria и Hallberg-Rassy. Самая маленькая яхта на тесте замечательна двумя большими открывающимися люками на крыше надстройки. Кроме этого в рубке можно открыть все иллюминаторы. Возможности вентиляции у шведской лодки просто образцовые.

По-иному дело обстоит на Delphia 34. Здесь в салоне размещен только один вентилятор типа Dorado – его возможности хватает лишь на слабый поток воздуха, да и то при открытом сходном люке. В крыше рубки польской яхты есть большой светлый люк, но он, к сожалению, не открывается.

В части навигации все рассматриваемые верфи придерживаются различной философии. На Hallberg-Rassy работа с морскими картами возможна лишь за столиком салона – понятно, что на столь маленькой яхте речи о полноценном штурманском уголке идти не может. В противоположность ей, например, Dufour 350 имеет полноценный навигационный стол, за которым можно работать с картой на кренах и качке, сидя лицом по движению лодки.

Достаточно ли пространства?

На каждой из яхт шкафчики для одежды находятся во всех каютах и имеют вполне пропорциональные размеры. Кроме них имеются и открытые полки, где можно разместить личные вещи. Для крупных предметов – наподобие туристических сумок – есть места под койками (разумеется в том случае, если там не размещены танки с топливом или пресной водой).

На Hallberg-Rassy танками заняты места под койками салона. Получается, что эти массивные объекты расположены вблизи ЦТ яхты, что очень хорошо сказывается на ее ходовых качествах под парусами. Однако это приводит к тому, что наиболее востребованные объемы салона – где яхтсмены любят хранить продукты и напитки – становятся недоступными. Но зато у шведской яхты много места под койками в каютах. Разумный компромисс.

А вот на Delphia 34 доступно и пространство под койками салона. Откидывающиеся на шарнирах, поддерживаемые газовыми амортизаторами сиденья диванов обеспечивают прекрасный доступ внутрь. На Sun Odyssey 349 в салоне отсутствуют верхние шкафчики по бокам салона.

Все остальные яхты теста имеют примерно сравнимые возможности для хранения вещей и припасов, без каких-либо выделяющихся отличий. А вот чего точно им не хватает, так это буртиков по краям столиков и полок, предотвращающих падение вещей на кренах и качке.

Аккуратность и небрежность

Первый же взгляд на качество внутренней обстройки выделяет Hallberg-Rassy из общего ряда. Становится понятно, что эта яхта играет в другой – высшей – лиге. Качество ручной работы мастеров из Эллё безупречно. Само собой разумеется, что это качество не дается бесплатно.

Очень хорошее качество отделки показали Bavaria и Delphia. Уровень работы по сборке интерьера весьма высок, видна исключительная аккуратность. Зазоры аккуратные, мебель не скрипит. Шарниры открывающихся дверец, как и сантехническая арматура, поставлены одними из самых качественных изготовителей.

Dufour 350 и Sun Odyssey 349 отмечены, к сожалению, некоторыми недочетами в качестве. Если посмотреть внимательнее, можно заметить чересчур большие зазоры и неаккуратную обработку некоторых деталей. Увы, подобное уже не первый раз наблюдается у крупносерийных французских яхтенных верфей и даже перестало восприниматься как нечто ненормальное. Жаль, но так было не всегда.

Здесь надо отметить, что обе французские верфи выбрали новую ценовую политику, которую можно назвать «минимальной стратегией». Это значит вот что: при сравнительно низкой базовой цене масса весьма необходимых яхтсменам-крейсеристам вещей наподобие купальной платформы, столика в кокпите или дополнительных фаловых лебедок предлагается в виде опций. Они доступны лишь за дополнительную – и весьма немалую – плату. Более того, зачастую их можно приобрести лишь связкой, в пакетах.

Впрочем, у французов эти пакеты достаточно хорошо продуманы, разумно скомпонованы и дают заметную выгоду. Однако от заказчиков теперь требуется немало потрудиться, чтобы иметь возможность тщательно сравнить идентичные по комплектации ценовые предложения различных фирм.

С базовой ценой в 80 800 евро Bavaria Cruiser 33 остается самой дешевой лодкой в классе. Со своим весьма неплохим базовым комплектом оборудования она вдвое дешевле Hallberg-Rassy. Создатели Delphia 34 и Sun Odyssey 349 придерживаются сравнимой ценовой политики. Обе лодки являются весьма выгодным предложением. Dufour 350 в сравнении с ними несколько дороже.

Bavaria Cruiser 33
Неброские, но в то же время компактные формы отличают фарровский проект из Баварии от конкурентов. Несмотря на опциональную мачту с закруткой грота и упрощенный покрой парусов немецкая лодка показала выдающиеся ходовые качества при любых условиях и на всех курсах.
Несмотря на не самую широкую кормовую часть (3,09 метра по верху), Bavariaрасполагает самой большой купальной платформой с образцовой механикой откидывания. Купальныйтрапик при этом убран в кормовой рундук.
Ходовой конец гика-шкота выведен к блоку на столике кокпита, здесь с ним удобно работать, отличное решение для управления яхтой в одиночку. Проводка стаксель-шкотов обеспечивает установку носового паруса под малым углом атаки.
Рулевой может сидеть без напряжения, ему вполне просторно, он может зажать штурвал между коленями. Лебедка стаксель-шкота находится в зоне его досягаемости, но на ней может работать и команда. Обзор стакселя хороший.
Цепной ящик достаточно глубок, цепь уходит в него хорошо. Релинг выдается вперед и служит надежной опорой при подъеме на борт или сходе на пирс.
Немецкая верфь озвучила новинку на сезон 2016 года: переработанную версию модели Cruiser 33. Лодка выйдет на рынок под маркой Cruiser 34 и будет иметь перепланированный кокпит с двумя штурвалами – так конструкторы из Гибельштадта отреагировали на тренд. Новинка будет выпускаться лишь с двумя кормовыми каютами. Обе модели (Cruiser 33 –один штурвал, одна кормовая каюта и Cruiser 34 –два штурвала, две кормовые каюты) будут выпускаться параллельно. Премьера 34-й состоится на выставке в Дюссельдорфе.
Четкие линии, декор почти отсутствует. Немецкая лодка производит впечатление своим прямолинейным объемистым интерьером и высокой функциональностью. Тестовая яхта имела отделку из тикового массива, в качестве альтернативы предлагаются дуб и красное дерево.
Самая крупная кормовая каюта во всей пятерке. Ширина койки на уровне плеч достигает 180 см. Небольшой лючок, выходящий в кокпит, обеспечивает ночью приток свежего воздуха. Отделка борта внутри дает «жилое» ощущение на борту.
Очень большая койка в носовой каюте, но в ногах чересчур узко. К тому же пространство для хранения вещей весьма ограниченно – водяной танк размещен как раз в носу под койкой.
В гальюне Bavaria размещен открытый шкаф для мокрой одежды. Но места здесь достаточно и для душевой. На маленьком камбузе не хватает места для хранения кастрюль и тарелок.
Навигационный столик столь мал, что от него можно было бы вовсе отказаться – это было бы неплохой опцией. Шумоизоляция двигателя достаточна, уровень шума находится на приемлемом уровне.

Delphia 34
Нарисованная Анджеем Скжатом полячка отличается достаточно консервативными линиями. В глаза бросаются ее длинные рубочные иллюминаторы. На уровне КВЛ корпус сужается, это дает преимущества при слабом ветре. Но в сильный ветер яхте не хватает остойчивости формы, она заметно кренится.
Польская яхта имеет по ширине в корме только 2,73 метра, поэтому купальная платформа кажется небольшой. Очень хорошая деталь – складной купальный трап надежно закреплен снаружи. Весьма полезно для одиночек.
Погон гика-шкота помогает с настройкой паруса, но является опцией. Ходовой конец шкота выведен на рубочную лебедку – неподходящее решение для управления в одиночку. Длинные погоны стаксель-шкота имеют дистанционно регулируемые кипы.
Штурвал смещен вперед, так что у рулевого много свободного пространства, а вот команде остается гораздо меньше места. На банках длиной 2,25 метра в кокпите можно без проблем устроиться полежать.
Открытый впереди релинг и две площадки по богам – прекрасное решение для спуска-подъема на борт. Форпик разделен на две части: спереди цепной ящик, сзади – маленький отсек для кранцев и запасных концов – прекрасно!
Польская яхта демонстрирует очень уютный интерьер с домашним колоритом. Большие корпусные иллюминаторы обеспечивают обилие света, но не помогают вентиляции. Стол в салоне непривычно длинный – такая длина необходима на версии с подъемным килем. Тестовая яхта была отделана буком, стандартом является красное дерево.
В двухкаютной версии кормовая каюта просторнее, чем в трехкаютной. На уровне плеч ширина койки равна 154 см. Мягкая обивка борта обеспечивает комфорт сна даже на кренах.
На польской яхте водяной танк тоже размещен в носовой части. Однако при этом под носовой койкой достаточно удобно организованного пространства для хранения вещей. Койка достаточно широка для двоих.
В двухкаютной версии выгородка гальюна выглядит весьма вместительной. Здесь немало хорошо организованного пространства. Во время готовки можно облокотиться на столик салона.
На польской лодке навигационный столик размещен сбоку. Поворотное сиденье удобно лишь в спокойной гавани, на ходу им пользоваться невозможно. Машина хорошо изолирована, уровень шума низок.

Читайте также  Fazisi: легенда, которая не должна умереть

Dufour 350
Французская лодка характерна современными поперечными обводами, конструктор Умберто Фельчи дал ей широкую кормовую часть с заметной скулой. Особенно в сильный ветер заметно хорошее поведение этой яхты, когда она идет быстро и без излишнего крена.
Платформа здесь довольно широкая, но высокая: до поверхности воды целых 60 сантиметров, это очень неудобно при купании. Тяжелая платформа требует усилий для своего подъема. Ширина в корме: 3,17 метра.
Тали проводки гика-шкота находятся над капом. Это требует больших усилий при работе с парусом и делает невозможным установку гика в ДП на стоянке. Дистанционно регулируемые кипы стаксель-котов являются опцией.
Позиция рулевого стеснена боковыми сиденьями, пространство за штурвалом очень узкое. Откидные сиденья непригодны и, вероятно, сразу же будут демонтированы владельцем. Доступ рулевого к шкотовым лебедкам хороший.
Цепной ящик отформован вместе с корпусом и имеет сток воды, исключающий протечку ее внутрь. Релинг в носу открыт, но его стойки имеют обратный наклон – выход на берег или подъем на борт потребуют акробатических навыков.
Воздушный, просторный интерьер; двойные двери (когда открыты) объединяют салон и носовую каюту, создавая ощущение необычного простора. Обстройка из светлого дуба является опцией, базовый вариант – темное красное дерево.
Зашивка рулевого устройства ограничивает свободу движений в ногах. Ощущается нехватка открытых полок для мелких вещей. Койка в двухкаютном варианте имеет ширину в плечах 160 см.
Самая большая носовая койка: больше двух метров длины, 186 сантиметров ширины. Двое взрослых расположатся с комфортом. Танки находятся в корме, под койкой много места, но пространство не организовано.
Это единственная лодка на тесте, у которой в кормовой рундук можно попасть и изнутри через гальюн – большой плюс для яхтсмена-крейсериста. Но и здесь на камбузе явно не хватает места.
Традиционалисты будут довольны: француженка имеет полноценный штурманский уголок, в котором удобно работать. На этом фоне удручающим выглядит высокий уровень шума в кормовой каюте.

Hallberg-Rassy 310
Эта яхта имеет мало общего со своими соперницами. Симпатичная шведка короче и заметно уже своих объемистых конкуренток. Данная лодка поставляется только с румпельным управлением и без откидной платформы. Херман Фрер обеспечил очень высокую массу балласта, что выгодно в свежий ветер.
Самый узкий транец из всех (2,70 метра). Поэтому платформы нет, только ступенька на корме, впрочем, ее хватает, чтобы спускаться-подниматься. Откидной купальный трап в поднятом положении закрывает выход из кокпита.
Таль с шестикратным выигрышем в силе адекватна площади паруса. Погон гика-шкота помогает в настройке, а в гавани может быть легко демонтирован. Дистанционно управляемые из кокпита кипы являются базовым оснащением.
Рулевой может сидеть высоко на борту и управлять яхтой с помощью удлинителя, либо он может расслабленно сидеть на банках, тянущихся до самой кормы. HRимела самый короткий и узкий кокпит из всех протестированных яхт.
Глубокий цепной ящик, в который предлагается укладывать и кранцы. Форма релинга очень удобна, он предоставляет хорошую опору. Утопленная в палубу закрутка стакселя на HR входит в базу.
Скандинавский стандарт отделки первого класса. Шведская яхта восхищает невероятным, типично северным уютом под палубой. Традиционалисты с острова Эллё работают исключительно с красным деревом, альтернатив в отделке нет. Все иллюминаторы надстройки могут быть открыты для проветривания салона – уровень вентиляции на яхте исключителен.
С шириной на уровне плеч 140 см койка в кормовой каюте удовлетворяет лишь минимальным требованиям комфорта для двоих взрослых людей. Матрас удобен, краснодеревая зашивка бортов очень симпатична.
На очень узкой HR койка даже в носу не слишком широка и уже, чем у конкуренток. На уровне плеч ширина ее 157 см – этого достаточно для отдыха двоих взрослых. Однако подниматься на койку неудобно.
Камбуз здесь заметно меньше, чем у соперничающих лодок, но вот зато шкафчиков и их объема вполне достаточно. Гальюн смещен в нос. В целом яхте явно не хватает пространства внутри.
Маленький столик никак не соответствует званию штурманского. На Hallberg-Rassy с картами придется работать за салонным столом. Машина хорошо доступна для регламентных работ, уровень шума средний.

Sun Odyssey 349
Конструкция, созданная Марком Ломбаром, внешне выделяется за счет обратной погиби палубы. Так же, как и у Dufour, корма этой яхты широкая и имеет выраженные скулы. Благодаря двум перьям руля эта изящная француженка даже при сильном крене всегда остается под контролем рулевого.
Эта яхта, имея ширину в корме 3,20 метра, является самой широкой из пяти тестируемых. Откидная платформа при этом специально уравновешена так, чтобы не требовать больших усилий; этому же способствуют и газовые амортизаторы.
Эффективные и недорогие решения. Гика-шкот проведен через «мягкий треугольник», что позволяет выставлять гик в ДП на стоянке. Так называемые «2D-кипы» в виде подвижных очков позволяют тонко регулировать шкоты.
Достаточно места, очень функциональная планировка и удобная позиция рулевого на комингсе. Эта яхта располагает самым комфортабельным для команды и удобным для рулевого кокпитом. Обзор тоже хороший.
Так же, как и на Dufour, на Jeanneauцепной ящик отформован совместно с корпусом и может служить дополнительным рундуком. Однако спуск-подъем на борт неудобен и довольно утомителен.
Симпатичный интерьер с четким делением на функциональные зоны. Jeanneau использует для мебели морскую фанеру, отделанную красным деревом (или тиком), это обеспечивает прекрасный вид внутри. В салоне отсутствуют верхние шкафчики или полочки, зато есть корпусные иллюминаторы.
На Jeanneau размеры кормовой каюты и ширина койки в ней (140 см) одинаковы что в двух-, что в трехкаютной версии. Однако зашивка рулевого механизма очень сильно ограничивает простор в ногах.
В носу под койкой размещен водяной танк емкостью более 200 литров. Каюта светлая, но места для вещей в ней немного. Ширина койки на уровне плеч составляет 158 см.
На тестовой яхте с трехкаютной версией гальюн выглядел очень маленьким. В двухкаютном варианте он заметно больше, с выделенной душевой. Камбуз здесь самый просторный из всей пятерки.
Навигационный столик может откидываться. Очень умное решение, к сожалению, технологически оно исполнено недостаточно качественно. В качестве двигателя на Jeanneau – единственной из всех протестированных яхт – используется Yanmar.

Выводы
Под парусами – особенно при сильном ветре – лучше всех были обе французские лодки. Со своими современными обводами Dufour 350 и Jeanneau Sun Odyssey 349 шли с наименьшим креном и наивысшими скоростью и крутизной. Bavaria Cruiser 33, Delphia 34 и Hallberg-Rassy 310, в свою очередь, превосходят француженок в части планировки палубы, удобства и безопасности. Однако в ходе первой части нашего теста мы не смогли выявить явного лидера. И все же надо отметить, что Bavaria Cruiser 33 в целом выглядит наиболее интересным предложением. Она набрала наименьшее число критических замечаний, под парусами показала вполне приличные ходовые качества, аккуратно собрана и – не в последнюю очередь – характерна очень интересной ценой. Весьма современные лодки на тест представили французские верфи, классика прибыла из Швеции, возможная альтернатива – из Польши.
Да, конкуренция сильна. Это же относится к тем яхтам, которые не смогли принять участия в наших тестах (Hanse 345 и Beneteau Oceanis 35), а также ко вторичному рынку.
Современные модели в этом классе выглядят очень интересно, они универсальны в своем использовании, как никогда раньше. Все протестированные суда имеют свой собственный характер. Потенциальные покупатели имеют очень большой – и крайне сложный – выбор.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №№10, 11 (79, 80), 2015 г.