Panerai: из прошлого в будущее
Компания Officine Panerai и морской флот – вещи нераздельные вот уже больше сотни лет. Поэтому неудивительно, что возглавляющие ее люди неравнодушны не только к часам, но и к морю. И ее глава Анджело Бонати – сам заядлый яхтсмен, как и многие его друзья. При этом часовая марка Panerai отличается определенным консерватизмом, памятуя о своем прошлом, когда она выпускала спецчасы для итальянских боевых пловцов князя Боргезе.
Текст Елены Краверской
Бренды с такой родословной и в современном мире имеют особый статус, поэтому для своего продвижения OfficinePanerai стала использовать не просто парусную регату, как, например, Rolex, а регату яхт, отличающихся от современных так же, как Panerai отличается от Casio.
Фирма выбрала для себя уникальную нишу – она в 2005 году учредила (совместно с AssociazioneItalianaVeled’Epoca – Итальянской ассоциацией классических яхт) регату старинных яхт, построенных по индивидуальным проектам. Изначально предполагалась, что не будет никакого пластика или алюминия, никаких новоделов и никаких лодок серийного выпуска. Только красное дерево, дуб, вяз и тик – неизменные спутники любой яхтенной верфи вплоть до начала 50-х годов прошлого века. Но потом ситуация немного изменилась.
В регатах PaneraiClassicYachtChallengeпоявились не один,
а три дивизиона: VintageYachts, ClassicYacht
и Spirit of TraditionsYachts.
В дивизионе VintageYachts могут гоняться только те лодки, которые спущены на воду до 31 декабря 1949 года. В дивизион классических яхт допускаются лишь те, которые оказались на воде не позднее 31 декабря 1975 года, а в дивизион «Дух традиций» допускаются и суда современной постройки (после 1970 года), сделанные из современных материалов, лишь бы они по своему облику и духу соответствовали бы классическим лодкам «золотого века парусного спорта». Дивизион «Дух традиций» имеет две группы: ReplicaVintageYachts (современные лодки, построенные из любых материалов, внешне имеющие облик судов «до 1950 года постройки») и ReplicaClassicYachts (современные яхты, по облику копирующие парусные суда, построенные между 1950 и 1976 годами).
Помимо этого в разные годы в регате участвуют и отдельные гоночные классы со своей длинной и славной историей: например, метровые классы (12-метровики, 8mR, 6mR и т.д.), яхты класса J, «Драконы» и другие. Успех начинания оказался столь велик, что сегодня на дистанции PaneraiClassicYachtsChallengeв общей сложности выходят уже две с половиной сотни яхт – феноменальное количество!
Сами регаты (а сегодня их не одна и не две, а целых 11!) проходят на всех главных парусных акваториях мира – в Карибском и Средиземном морях, вблизи побережья Новой Англии и, конечно же, в колыбели парусного спорта – проливе Солент вблизи острова Уайт. В них принимают и будут принимать участие яхты со славной историей – например, такие, как построенные в 1907 году на том же острове Уайт гафельный тендер Star 1907. Известно, что именно эта яхта принимала будущего короля Эдварда VIII, когда он посещал находящийся на острове Королевский военно-морской колледж. Есть и более старые яхты – например, Marigold, 18-метровый гафельный тендер, построенный в 1892 году в Госпорте (Англия) на верфях Camper&Nicholson по их же проекту. Прошедшая в начале этого века тщательную реставрацию яхта сегодня принадлежит влиятельному британскому политику – члену палаты лордов барону Аллану из Хэллома. В своем стремлении сохранить подлинность яхты барон во время реставрации даже отказался от монтажа электросистем на яхте.
Впрочем, даже и Marigold сегодня может считаться молодой яхтой. Жемчужинами регат Panerai являются три яхты, возраст которых превышает 130 лет: 15-метровая Patridge 1885 года рождения, 13-метровая Victory (1884 год) и Sorella, построенная в 1858 году, самая старая из сохранившихся на сегодняшний день парусных яхт.
Все три эти лодки, собственно, яхтами-то никогда и не были: Victory – это традиционная корнуэлльская лодка для ловли устриц (владельцы и сейчас используют ее для этой цели!), три поколения прослужившая одной и той же семье в качестве средства заработка. Partridge создавалась для каботажных перевозок, а Sorella строилась как рыболовецкая лодка. Нынешний владелец Sorella синьор РенатоПирота, директор компании FerrieradiCittadella (мирового лидера по выпуску пил для распиловки облицовочного камня), вложил очень много сил и средств в восстановление яхты Sorella, которое он начал еще в 1980 году. Построенная по традиционным технологиям того времени – сосновая обшивка на дубовом наборе – яхта сгнила чуть менее чем полностью и требовала массы усилий для приведения ее в приличное состояние.
Хотя процесс восстановления классических яхт начался гораздо раньше, именно регаты Panerai создали новый вид увлечения, особенно популярный сегодня во Франции, Италии и Японии, – поиск и последующее восстановление старых яхт, находящихся в любом состоянии, даже в частично или полностью затонувшем.
Энтузиасты вроде самого Анджело Бонати, который обнаружил и восстановил спроектированную самим Уильямом ФайфомIII яхту Eilean, построенную в 1937 году, обшаривают угольные гавани, кладбища кораблей, заброшенные речные затоны, где могут еще пока находиться старые суда. Иногда их усилия увенчиваются успехом – и тогда славную когорту сохранившихся классических яхт ожидает скорое пополнение.
А потом, обновленные, эти легкокрылые лодки вновь выйдут на морские просторы, чтобы продолжить давний спор их конструкторов. Кто же из них был лучшим – Файф или Херрешоф? Или, может быть, Кампер с Николсоном?
Впрочем, какое это сегодня имеет значение?
Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №10 (68), 2014 г.