Мотосейлер. Нестареющая концепция

Объемные очертания, надежная рубка и много лошадиных сил – вот что отличает мотосейлер от других яхт. Когда-то весьма популярные, сегодня они занимают на яхтенном рынке лишь узкую нишу. Собственно, почему?

Немецкий журнал Seemannschaft в 1974 году писал: «Мотосейлер представляет собой компромисс между парусной и моторной яхтой. Будучи на три четверти чисто парусным судном, он обладает скоростью и комфортом на четверть ниже, чем моторная лодка».

Короче говоря, мотосейлер может ходить под парусом и под мотором, но никак не является полноценной заменой парусной или моторной яхте. Именно такое мнение закрепилось среди большинства яхтсменов. Да, расторопный и даже уютный, но ни в коем случае не вызывающий восторгов. В большинстве своем куцые снасти только в идеальных условиях обеспечивали движение, к тому же весьма неспешное при выключенном двигателе.

Сегодня же вряд ли кто-нибудь может похвастаться наличием лишнего времени, даже пенсионеры. Разумеется, еще не перевелись те, кто проповедует замедленный темп жизни как единственно истинный способ вырваться из суеты будней, однако в наше время такое понятие, как размеренность, все-таки уступает свое место скорости, в том числе и во всем, что касается яхт. Созерцательность больше не в духе времени. Поэтому мотосейлеры не вливаются в общую линию прогресса. Тем более что его прежние преимущества потеряли актуальность: практически все круизные яхты в наше время оборудуются достаточно мощными двигателями, которые весьма часто используются. А что касается комфорта, то он стал неотъемлемой составляющей большинства лодок серийного производства.

Современные яхты с широким корпусом и высоким надводным бортом обеспечивают надежную защиту от морской волны, отпала надобность в рубке – время мрачных трюмов прошло. Панорамное остекление, бортовые иллюминаторы и остекленные элементы надстроек обеспечивают достаточную обзорность даже на обычных яхтах с кормовым кокпитом.

И все-таки мотосейлеры и сегодня пользуются определенной популярностью, пусть и в узких кругах. Возможно, только благодаря рубке, которая обеспечивает отличный обзор и защиту от ветра и брызг. Кроме того, многие производители, такие как Nauticat и другие, не оставляют попыток модернизировать моторно-парусные яхты, чтобы они отвечали требованиям времени. Однако, подчеркнем еще раз, общее развитие яхтостроения обошло мотосейлеры стороной. В наши дни они могут выжить только как нишевый продукт либо же в модернизированном виде.

Читайте также  Компания Oyster Yachts ликвидируется!

Теоретически моторно-парусная концепция имеет довольно много преимуществ: маневренность, простое управление, не требующее больших усилий, возможность брать рифы, не покидая кокпита. Во время дождя или шторма лодка может продолжать движение под мотором, при этом не надо выходить из рубки. В общем и целом – больше свободы, больше автономности на воде.

Эволюция классического мотосейлера имеет целью сведение к минимуму ограничений, обусловленных двойным назначением лодки. Иными словами, конструкторы стремятся к тому, чтобы по своим мореходным качествам под парусом она стала как можно ближе к чисто парусной яхте. А для моторного хода важно улучшить такие параметры, как низкий уровень шума, экономичность и резерв мощности, достаточный для движения при сильном ветре.

Если руководствоваться определением, которое дал журнал Seemannschaft, под мотором лодка должна достигать 75% скорости моторной яхты. Полуглиссер с длиной ватерлинии около 10 м развивает скорость в 12 узлов. Это значит, для мотосейлера таких же размеров соответствующая скорость должна составлять 9 узлов. При этом скорость яхты в водоизмещающем режиме равна лишь 7,7 узла. Если проанализировать характеристику сопротивления в последнем случае, становится ясно, что долго идти на яхте в таком режиме неэкономично и не имеет смысла.

Форма корпуса мотосейлера (ближе к моторной или, наоборот, парусной яхте) во многом зависит от скорости, с которой вы хотите ходить под мотором. Упрощенное правило гласит: на каждую тонну водоизмещения должны приходиться от 3,7 до 4 лошадиных сил.

В то же время для мотосейлера достижение скорости более 8 узлов возможно без больших затрат. Если же и этого покажется мало, то можно использовать другую форму корпуса – например, как у полуглиссера. Но тогда придется смириться с ограничениями комфорта, который, как известно, возможен только при наличии большого внутреннего пространства. Следствие: повышенная масса, место которой только под водой, что опять же достижимо только при наличии более округлых линий корпуса, то есть, судна водоизмещающего типа. Именно по этой причине потенциал мощности мотосейлера на ходу под мотором вынужденным образом остается ограниченным.

Читайте также  Sun Odissey 41: всё под одной крышей

Большинство производителей современных серийных парусников предлагают, чаще в виде опции, комплектацию с мощным двигателем, который способен разогнать лодку до высокой скорости в водоизмещающем режиме и даже вывести ее на глиссирование. Если раньше считалось, что на каждую тонну веса судна достаточно три лошадиных силы, то сейчас это значение зачастую достигает 5 л.с. В прежние времена любую яхту с таким мотором классифицировали как мотосейлер.

С конструкторской точки зрения интерес представляют лодки с особой формой корпуса, который обеспечивает как полное глиссирование под мотором, так и нормальный ход под парусом. К такому промежуточному типу относятся McGregor 26, Odin, Imexus и снятая с производства Vi:ta.

При этом обводы корпуса выполнены в первую очередь под моторную яхту, что и определяет приоритетное назначение лодки. То есть приходится мириться с ограничениями хода в водоизмещающем режиме под парусом. В сочетании с другими особенностями этой концепции происходит существенный перекос соотношения качеств моторной и парусной лодки: вместо 75% к 75% в данном случае мы имеем 100 на 50%. Возможно, поэтому данный тип яхт так и не нашел спроса у серьезных яхтсменов.

Vi:ta имела более сбалансированное соотношение моторных и парусных качеств. У нее форма носовой части корпуса во время хода под мотором изменяется с помощью опускаемого подпорного клина. Это позволяло менять форму погруженной кормовой части, выбирая между водоизмещающим и глиссирующим режимом. Такая конструкция позволяла развивать 15 узлов в режиме глиссирования под мотором и иметь гармоничные парусные качества примерно на уровне тяжелой круизной яхты. Правда, и эта концепция не нашла сколько-нибудь широкого признания на рынке. Предположительно по той причине, что к лодкам такого типа необходимо долго привыкать, да и просто из-за того, что они совсем другие.

Читайте также  Lagoon 39: страсти вокруг кормы

Так каким может и должен быть современный мотосейлер? Без сомнения, на первом плане – простое управление, не требующее больших усилий. Для выполнения этого условия понадобится средний такелаж с грамотно распределенными парусами. В качестве переднего в зависимости от силы ветра подойдет генуя или стаксель, а лучше всего самоповоротный стаксель – им легко управлять из кокпита. При слабом ветре улучшить ход можно с помощью кода зеро, а во время длительных переходов рекомендуется ставить геннакер.

Повышенным требованиям к комфорту сегодня в наибольшей мере отвечают яхты типа Deck Salon – яхты с палубным салоном, иногда в сочетании с внутренним постом управления. Палубный салон стал одним из результатов эволюции рулевой рубки первых мотосейлеров. В новом облике, с новым уровнем комфорта и функций старая концепция, унаследованная у LM, Finnclipper и других, вновь обрела популярность.

Полный вариант статьи — в Yacht Russia №31 (6 — 2011)