Lagoon 39, Leopard 40, Nautitech 40. Больше корпусов – больше удовольствия?

Комфортабельные, разносторонние и интересные для частного владельца: Yacht организовал первый в мире сравнительный тест катамаранов для начинающих яхтсменов.

Текст Михаэля Гуда и Фритьофа Гункеля

Катамараны очень долго находились в тени огромного рынка однокорпусных судов. Сначала они были экзотикой, о них часто отзывались как о «плавучих сараях». Но сегодня катамараны стали одним из важнейших сегментов яхтостроения. В настоящее время объем представления двухкорпусных судов на ведущих яхтенных выставках дает отчетливый сигнал о том, что тренд переломлен. И не без причин: новые лодки стали гораздо более разносторонними и удобными, подходящими как для чартера, так и для индивидуальных владельцев. Кроме того, все больше марин – в основном на Средиземном море, но и на Балтике тоже – стали предлагать стояночные места для катамаранов. Впрочем, есть и обратная сторона: теснота в маринах стала следствием подобного предложения.

И для частных заказчиков, и для чартеристов очень интересны двухкорпусники начального класса длиной порядка 40 футов. Длина 12 метров – это фактически минимальная граница для крейсерских катамаранов, позволяющая иметь на судне достаточно пространства в корпусах для размещения там кают и рундуков. Поэтому неудивительно, что конкуренция в этом сегменте идет жесточайшая. Все ведущие изготовители сегодня имеют в нем самые современные модели – отличная возможность сравнить их напрямую.

Где мы это сделали: в городке Ла-Гран-Мот в Южной Франции, совместив наш тест с экспозицией Salondu Multicoque, ведущей многокорпусной выставкой мира. Французский изготовитель Lagoon Catamarans из группы Beneteau предложил нам на тест свою 39-ю модель. Эта лодка впечатляет прежде всего своим необычным вооружением с очень сильно отнесенной назад мачтой. Сравнительно новый южноафриканский бренд Leopard Catamarans представил совершенно новую 40-футовую модель, премьера которой состоялась как раз на выставке. Третьим стал Open 40, который дала французская же компания Nautitech Catamarans. Эта яхта отличается необычной планировкой внутренних помещений (особенно салона) и кокпита.

Мы также рассчитывали получить на тест еще и модель Lipari 41 верфи Fountaine Pajot. Однако из-за того, что планы владельца лодки неожиданно резко изменились, от этого пришлось отказаться. Заодно мы узнали о том, что данная фирма вскорости представит новую модель в этом сегменте.

Конечно, хорошо было бы поставить в этот ряд и новую 4.0 из линейки Bali известного производителя Catana, но первый корпус (вернее, корпуса) этого типа появится на воде лишь поздней осенью.

Читайте также  Мотосейлер. Нестареющая концепция

Как различаются концепции всех трех катамаранов, можно увидеть уже у причала. Leopard 40 выделяется из всей троицы своими наиболее развитыми объемами. Надстройка лодки, спроектированной бюро Simonis/Voogd, смотрится намного выше конкурентов и в сочетании с большими клиновидными иллюминаторами имеет очень внушительный вид. Кроме того, жесткое бимини (навес над кокпитом) на Leopard вынесено максимально сильно за корму.

Lagoon типичен и абсолютно узнаваем. Характерным для катамаранов данной марки является равномерное остекление рубки, которое сохранилось и на этой модели. Яхта конструкции VPLP имеет наиболее высокий среди всех трех лодок надводный борт.

Open 40 спроектирован Марком Ломбаром, он выглядит элегантно и современно, впрочем, все это вопрос вкуса и предпочтений. Надстройка выглядит короче и ниже, чем на других лодках теста, за счет чего сама яхта смотрится менее массивной и более спортивной. Конечно, как и на других моделях Nautitech здесь предусмотрены два рулевых поста на оконечностях каждого из корпусов. У соперничающих моделей есть только один рулевой пост – справа по борту на «пол-этажа» выше верхней палубы, альтернативы не предусмотрено.

Для проверки ходовых качеств условия выдались самые подходящие: 12 узлов ветра и минимальное волнение. После неоднократных тестов со сменой рулевых выявилась четкая картинка – впрочем, весьма поразительная.

На лавировке Leopard 40 был лучшим, имел наивысшую скорость (порядка 6,5 узлов) и шел с наибольшей крутизной к ветру (примерно 47 TWA). Яхте в этом явно помогала ее большая генуя с большим перекрытием (120%), создававшая большую тягу.

Lagoon 39 под стандартным вооружением (автоматический стаксель) выглядел явно слабосильным и никак не мог в этих условиях составить конкуренцию южноафриканскому хищнику. Французский катамаран имел наименьшую площадь парусности среди тестируемой тройки, к тому же был ощутимо тяжелее (11,7 т) обоих своих конкурентов. Идея примененной на нем схемы парусного вооружения заключается в том, чтобы при ветре средней силы даже на лавировке идти под очень плоским кодом зеро. К сожалению, этот парус является лишь опцией, и недешевой. Но зато под ним яхта по скорости почти не уступает самому быстроходному из соперников, более того, способна идти почти с такой же крутизной. Если же верфь сможет оттянуть верхние ванты немного назад, крутизна хода лодки еще увеличится.

Open 40 под своим автоматическим стакселем в ходе нашего теста при слабых ветрах тоже страдал от отсутствия большой генуи. У этого судна к тому же мачта сильно смещена в нос, так что основание переднего парусного треугольника наименьшее, поэтому стаксель очень маленький. Правда, у него очень высокая мачта и довольно большой грот. Кроме того, этот катамаран оказался самым легким на тесте, и в итоге именно у данной лодки оказалась наивысшая энерговооруженность. При усилении ветра Open 40 вел себя заметно лучше и почти доставал южноафриканского собрата и по скорости, и по крутизне хода.

Читайте также  Bavaria Cruiser 46: удачная реформа

В плане управления судном и настройки парусов Lagoon 39 выглядит, пожалуй, лучше других. Фалы, шкоты и оттяжки проведены к рулевому посту в логичном порядке, удобно расположены, находятся в поле зрения рулевого.

Это же относится и к Leopard 40, но с оговорками. Все ходовые концы выведены на батарею стопоров и обслуживаются с помощью двух чересчур тесно расположенных лебедок. Хорошего обзора снастей нет; концы болтаются возле штурвала и могут легко перепутаться. Гика-шкот основан в виде двух талей – фактически это полиспаст. Это означает, однако, двойную работу на обоих его ходовых концах. Вкупе с большой генуей, которая в отличие от автоматического стакселя требует постоянной настройки, на Leopard в ходе выполнения маневров работать на шкотах приходится заметно больше, чем на других судах. Погона для автоматического стакселя, к сожалению, нет даже в списках опций.

На модели Open 40 работа со снастями – по причине расположения двух рулевых постов почти у транцев – организована совершенно иным образом. Гика-шкот обслуживается из кокпита, так что рулевому-одиночке придется покидать свое место при выполнении маневра. Вдобавок к этому бимини закрывает часть паруса от глаз рулевого. Сама концепция подразумевает наличие на борту довольно опытной и активной команды, а также «чувства лодки» у рулевого. Зато обзор с оттянутых в корму рулевых постов в чем-то даже лучше, чем у конкурентов.

При маневрах в гавани два рулевых поста тоже выглядят предпочтительнее, поскольку катамараны чаще всего швартуются лагом. Рулевой в этом случае имеет отличный обзор и при необходимости может легко перейти на другой борт.

В качестве опции можно установить систему, синхронизирующую положение секторов газа на обоих постах. С рулевого поста Lagoon 39 видны все четыре оконечности яхты, что очень полезно для безопасности во время маневрирования. А вот на Leopard 40 с места рулевого не видна носовая оконечность левого борта, что в гавани может привести к неприятным последствиям.

Читайте также  Dinghy из Пено: 12 футов удовольствия

Заметные различия между всеми тремя судами наблюдаются в части планировки кокпитов и салонов. Наибольшей полезной площадью за пределами салона обладает Open 40, что является частью концепции данного катамарана и отражено в его названии. Здесь можно с комфортом находиться даже не в самую хорошую погоду, поскольку обогреваемый гостевой кокпит полностью или частично можно закрыть съемными жесткими или полужесткими панелями, скрыв от посторонних глаз все, что происходит внутри. За счет отсутствия бокового приподнятого рулевого поста кокпит гораздо лучше защищен навесом и на ходу, и на стоянке. Зато салон здесь заметно меньше и не так удобен, как у других яхт.

Сильно отличается использование внутреннего пространства и на Leopard 40 вкупе с Lagoon 39; обе эти лодки спроектированы с упором на простор в салоне и четкое разделение между ним и кокпитом.

По части планировки корпусов все три лодки предлагают ставшие уже стандартными варианты с тремя (хозяйская версия) или четырьмя (чартерная) каютами в корпусах. Исключение здесь составляет Lagoon 39, предлагающий вариант планировки всего с двумя каютами (по одной на корпус). В 40-футовом классе это пока новинка.

Резюме: явного победителя теста выявить не удалось. Все три лодки имеют свои достоинства и недостатки как в общей концепции, так и в отдельных деталях. Разве что Leopard 40 под парусами в слабый ветер разительно отличался от своих соперников в лучшую сторону. В части стоимости преимущество на стороне Lagoon 39: базовая цена всего 277 300 евро, это дешевле, чем у соперников. А вот Leopard 40 обойдется уже в 327 300 евро, притом что цена доставки из ЮАР в Европу сюда не входит. Очень богато оснащенный уже в базовой версии Open 40 встанет владельцу в 341 600 евро.

Нас порадовало то, насколько разносторонними стали новые катамараны и как инновационно верфи стали подходить к их созданию, быстро реагируя на запросы различных рынков и целевых групп. Предложение на рынке растет вслед за спросом, радуя как индивидуальных заказчиков, так и чартерные компании.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №1-2 (82), 2015 г.