Hanse 345: ганзейский курьер

Верфь из Грайфсвальда перенесла внешний облик и некоторые детали своих крупных яхт на Hanse 345. Ходовые качества, варианты комплектации и планировка поражают.





Текст Фритьофа Гункеля

Первый взгляд не обманывает: типичная Hanse, это очевидно любому. Об этом ясно говорят большие внутренние объемы, прямоугольные формы иллюминаторов и надстройки, которыми отличается любая лодка из Грайфсвальда. Сюда же отнесем автоматический стаксель, высокий надводный борт, широкий транец. Однако стоит отметить и массу своеобразных деталей.

Двойное рулевое устройство

Новая Hanse 345 оснащена двойным штурвалом – большая редкость в этом типоразмере. Дальнейшее знакомство демонстрирует нам увеличенное число иллюминаторов и узкие полоски плексигласа спереди и сзади на рубке. Планировка палубы взята от более крупных яхт линейки: проводка фалов, шкотов и оттяжек выполнена скрытой через комингсы кокпита с выводом ходовых концов на расположенные близко к штурвалам лебедки. И конечно, лодка имеет большую откидную купальную платформу.

Чтобы открыть для себя иные внешние нововведения, лучше всего бок о бок сравнить лодку с почти такой же по размеру и до сих пор остающейся в производственной программе Hanse 355. Новая, номинально младшая модель, хотя и короче предшественницы по длине корпуса (на 19 см), но по КВЛ оказывается даже длиннее – причем сразу на 39 см. При этом 345-я всего лишь на 5 см уже. Вертикальные свесы, большая ширина, более широкая корма – новая лодка располагает внушительным жизненным пространством внутри. Ну и возможность разместить в корме сразу две каюты – тоже очень большая редкость для яхт такой длины. Очевидно, что 345-я не станет младшей моделью верфи – ею остается по-прежнему сохраняющаяся в производственной программе 325-я модель. И еще новинка: яхта может комплектоваться мачтой с закруткой, что очевидным образом показывает ее нацеленность на чартерный рынок.

Однако даже с «нормальным», полноценным гротом со сквозными латами энерговооруженность новой лодки не так уж велика – всего 4,03, что позволяет отнести ее к чисто крейсерским судам.

Но такова ли она на самом деле? Мы выходим из гавани Хэмбл, что в южной Англии, в Солент. При маневрировании под двигателем лодка под опциональным, более мощным (27 л.с.) двигателем ведет себя вполне нормально. Увы, этого нельзя сказать об уровне шума: его значение в 77 db(A) уже находится на границе комфортности. Ставим паруса. Вместо North Sails паруса на верфь теперь поставляет компания Эльвстрёма – они промаркированы аббревиатурой FCL, что означает Fast Cruising Laminate. Паруса имеют отличный профиль и приятны в руках. Мачта с двумя рядами краспиц произведена известной французской компанией Z-Spars и имеет настраиваемый ахтерштаг с полиспастом, имеющим выигрыш в силе 1:16. Однако ахтерштаг немного мешает голове рулевого, когда тот занимает определенную позицию прямо за штурвалом. В остальном же рулевой может расположиться на своем месте с удобством, особенно когда сидит боком по ходу движения. При этом ему очень помогают удобные подножки, штатно устанавливаемые верфью.

А вот с чем дела плохи, так это с практически нечитаемым компасом, который расположен внизу под столиком – стоит признать, что есть и более изящные решения.

Притом что расположенный чуть выше плоттер Simrad прекрасно читается даже при сильном солнце. Но все это ерунда по сравнению с тем, как яхта ведет себя на руле, – это подлинное наслаждение. Рулевая машинка от Jefa позволяет рулевому хорошо чувствовать яхту, которая на ходу под парусом является живой, послушной и маневренной. Лодка хорошо реагирует на порывы ветра, быстро ускоряясь, усилия на руле незначительны, что позволяет управлять ею без большого труда.

Читайте также  Bavaria 37: посвежевшая и обновленная

При скорости ветра между 12 и 15 узлами лодка отлично идет на острых курсах круто к ветру, ее стаксель автоматически работает на лавировке. Средняя скорость составляет порядка 6 узлов при лавировочном угле менее 90° – очень хорошо. И хотя энерговооруженность оставляет желать лучшего, дефицит парусности на полных курсах может восполнить геннакер, под которым яхта в этих же условиях разгоняется до 8 узлов. Добавить лошадиных сил на остром курсе поможет опциональная генуя. В этом случае на крыше рубки монтируются опять же опциональные погоны для кип стаксель-шкотов. За счет очень острого угла проводки шкотов геную можно ставить под очень острым углом атаки, что напомнило Hanse 355.

Гика-шкот лишен погона и каретки, их заменяют два блока, при этом ходовые концы выведены на оба борта на кормовые лебедки. Эта схема работает выдающимся образом. Кормовая проводка шкотов и фалов оказалась функциональной, лодка прекрасно управляется в одиночку, чему на лавировке особенно помогает автоматический стаксель. Но эта система не вполне защищена от дурака. Длинные ходовые концы полагается укладывать в ящики, устроенные на палубе по бокам кокпита, откуда концы выходят через большую широкую щель. Однако при этом концы могут застревать в узком пространстве между штурвальным колесом и комингсом. Также и «салат» из ходовых концов в канатном ящике может помешать быстрой их отдаче при необходимости. Поэтому следует не лениться поддерживать порядок в канатных ящиках.

Порядок во всем: за счет выведенных на корму фалов крыша рубки возле сходного люка остается чистой. Здесь верфь расположила две емкости с крышками – это своего рода возрождение «ласточкиных гнезд», знакомых нам по старым деревянным яхтам, сегодня выполняющих аналогичную функцию: хранение полезных мелочей, таких как солнечные очки или сотовый телефон.

Читайте также  Яхта – за 3000 долларов. Такое бывает?

Разместить более крупные вещи уже труднее, по крайней мере на проверенной нами трехкаютной версии. Она имеет неглубокие кормовые рундуки, которые очень быстро заполняются концами, ведрами и прочим подобным снаряжением. Так что для кранцев пространства почти не остается: либо только под палубой, либо – на кормовом релинге.

По каюте на каждого

Становится ясно: большинство частных заказчиков остановят свой выбор на двухкаютной версии, чтобы получить в свое распоряжение огромный рундук на месте третьей каюты. Поэтому трехкаютный вариант нацелен на иной сегмент рынка, а именно на чартер. В этом случае лодка за счет салонного дивана теоретически может вместить даже семерых. Но! Носовая койка достаточна широка – 1, 77 м. кормовые с шириной 1, 45 м уже не столь комфортабельны. А койка, получающаяся из салонного дивана, излишне коротка – всего 1,90 м. Таким образом, трехкаютная версия хоть и вписывается в чартерный тренд, где требуются много кают, которые зачастую используются каждая лишь одним человеком.

Три сорта дерева, три типа пола

Типичным для Hanse является широкий выбор опций. Внутренняя отделка стандартно выполняется из красного дерева, на выбор также имеются вишня и дуб. В качестве настила пола служит светлый кленовый ламинат, но можно выбрать темный или классический полосатый варианты. Рабочее пространство камбуза сразу выполнено в двух цветах, что радует. Ничуть не меньше радуют планировка, камбуз, обилие открывающихся люков и иллюминаторов, наличие в нужных местах ручек и релингов. Сюда же можно отнести и многие вещи, ставшие стандартными для Hanse: аккумуляторные батареи AGM, оттяжка гика, натяжитель ахтерштага, грот со сквозными латами, якорное устройство со ступенькой уже включены в базовую цену – и все это при высоком качестве монтажа. Сегодня Hanse Yachts использует изофталовый гелькоат и винилэфирную смолу для наружных слоев корпуса, палуба имеет бальсовый наполнитель, переборки надежно заламинированы в одно целое с корпусом. Но предсерийный прототип, который мы испытывали, имел и слабые стороны: неравномерные зазоры между деталями, неаккуратно высверленные отверстия, неровный монтаж навесных шкафчиков в салоне. Эти дефекты, разумеется, должны быть устранены в серийном производстве. Но вот что поразило: некоторые вещи, которые кажутся сами собой разумеющимися, такие как, например, откидная купальная платформа или привальный брус, поставляются лишь за дополнительную плату. Впрочем, Hanse, разумеется, имеет различные пакеты комплектации, с помощью подбора которых яхту можно довольно выгодно укомплектовать именно под свои потребности.

Читайте также  «Святитель Петр» разбит

Подведем итоги: не самый дешевый, однако очень удачный крупносерийный крейсер, который может быть прекрасно индивидуализирован, при этом имеет отличные ходовые качества и продуманные детали обстройки. Эта яхта принесет много радости как своим владельцам, так и чартерным яхтсменам.

Заключение. Просторная маневренная, хорошо продуманная лодка с большим количеством вариантов комплектации. Hanse 345 очень хороша, но в сравнении с прямыми конкурентками заметно дороже

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №10 (57), 2013 г.