Hallberg-Rassy 55: маленький великан

Можно сказать, что в классе дорогих яхт HR 55 конкурирует сама с собой. Да, новинка по размеру очень далеко отстоит от 64-футового лидера производственной линейки шведов, но она может делать все, что нужно в дальнем плавании. В первую очередь хорошо ходить под парусами



Текст Йохена Рикера

Компания Hallberg-Rassy давно известна своим постоянством. Шведы стараются избегать «больших скачков» и поддерживают высокую цену своих яхт на вторичном рынке за счет редкого обновления модельного ряда. Так, HR 31 выпускалась 17 лет подряд, HR 34 находилась в производственной программе 15 лет, а HR 53 – 14. Редко про какого из «традиционалистов» можно сказать столько хороших слов, как про верфь из Эллё, что на острове Оруст, в часе автомобильной езды от Стокгольма. Особенно это относится к качеству.

Вот и новейшая лодка с типичными для верфи синими полосками продолжает продуманную фирменную политику. Ибо HR 55, вторая по величине модель в производственном ряду верфи, в основе своей базируется на 54-й модели, представленной в 2006 году. Корпус изменен лишь чуть-чуть: корма слегка утоплена, нос, напротив, приподнят на 14 сантиметров. Визуально это добавляет динамики и напряженности, кроме того, новые формы палубы еще и целесообразны.

Наверху мы увидим отчетливо более длинный кокпит, большие иллюминаторы салона, плоские люки, установленные заподлицо, и удлиненную рубку, которая в носовой части выглядит более плоской и за счет этого более элегантной. Очертания носового и кормового релингов характерны мягкими закруглениями, равно как и верхний абрис ветрового стекла перед кокпитом. Да и палубные вентиляторы типа «дорадо» заменены на новые, оптически более изящные «грибки».

Конечно, можно сказать, что, дескать, масштабы перемен малы – да, разумеется, 55-я остается подлинной и хорошо узнаваемой Rassy. Однако все эти изменения все же заметно повлияли на итоговый результат. Редко когда лодка из Эллё смотрелась столь стремительно и гармонично на воде. Что характерно – стоящая рядом в гавани верфи HR 64 – топ-модель марки – ни в чем не способна внешне превзойти свою младшую сестру.

Но, поскольку оборудование яхты и ее интерьер были обновлены принципиально, руководитель верфи Магнус Расси не стал присваивать ей номер версии известной уже модели (как, например, произошло с HR 43 Mk III), а обозначил ее как совершенно новое изделие. Этому способствовала и резко обострившаяся конкуренция среди дорогих яхт высокого класса длиной чуть меньше 60 футов. Совсем недавно свет увидели такие лодки, как Contest 57 CS, Southerly 57 RS, Oyster 575, Amel 55, Discovery 57, и, наконец, совсем недавно к этому перечню добавился Gunfleet 58.

Читайте также  Oyster. Подъем с глубины

Безопасное наслаждение парусами

Сможет ли Hallberg-Rassy со своим консервативным подходом к модельному ряду достойно противостоять всем этим судам? И сможет ли HR 55 оказаться достойной своей старшей сестры, HR 64, которая установила новые стандарты в своем сегменте рынка?

На воде нам понадобилось пройти совсем немного миль, чтобы найти ответ на эти вопросы. После двух суток, проведенных на борту, наше первое впечатление лишь усилилось. О, да, эта лодка сможет.

И как сможет! И на гладкой воде шхер при ветре от 12 до 14 узлов, и на битой пяти-шестибалльной волне пролива Скагеррак под полными парусами – везде эта 17-метровая яхта демонстрировала образец поведения: то легкое гарцевание, то стремительный галоп. Ее ходовые качества просто потрясающи, так что верфь с полным на то основанием имеет право именовать эту яхту «океанским экспрессом».

Поражают легкость и изящество, с которыми эта лодка может проходить длинные дистанции, уверенно держа курс и мягко встречая волну. Стабильность на курсе, отсутствие любого рыскания, приятная обратная связь на руле – управление этой почти 30-тонной яхтой в любых условиях может только радовать рулевого, а не казаться работой, как на других судах, где нагрузка и напряжение снижают удовольствие от управления.

HR 55 отзывчива, чувствительна, маневренна. Она позволяет рулевому легко почувствовать, когда надо сдвинуть каретку гика-шкота на три ладони на ветер, и наглядно отблагодарит его, когда это будет сделано. Она в то же время не втыкается в волну и не бросается в брочинг, если настройки яхты неудовлетворительны. Совершенно непонятно, как конструктор и строители яхты смогли добиться такого сбалансированного эффекта. Это большое достижение, имеющее много составляющих: мощный корпус, надежная мачта Selden, первоклассно настраиваемые мембранные паруса Epex и совершенно новое рулевое управление с толкающими штангами и прогрессивной характеристикой перекладки руля, которая компенсирует рост усилия на руле.

Читайте также  Dinghy из Пено: 12 футов удовольствия

Во всей этой системе, называемой Hallberg-Rassy 55, важен каждый элемент. Проводка шкотов, фалов, оттяжек – любая настройка этих снастей дает свои результаты. И вот каков итог: яхта ощущается как ручной работы музыкальный инструмент, который отличается не только тональностью или диапазоном октав, но и тонкими нюансами звука.

Высочайшая ходкость

Проекты Херрмана Фрерра-старшего характерны своими хорошими скоростями в слабый и средний ветра. Не стала исключением и HR 55 – в то время как другие яхты этого сегмента при ветре силой 2–3 балла испытывают явные затруднения, эта лодка остается вполне живой, развивая скорость от 6 до 7 узлов. Это совершенно необычное ощущение, когда идешь с такой скоростью по тихим шхерам на столь крупной яхте, с легким креном обгоняя другие гораздо более легкие яхты. При этом никакого лежания на руле, нет и чувства «потери руля». Что можно сказать? Подлинная, ничем не омрачаемая радость от управления.

Тот, кто не так сильно беспокоиться о своем бюджете, инвестируя в столь дорогую вещь, может дополнительно облегчить себе жизнь, выбрав в обширном списке опций те, которые позволят управлять яхтой, лишь нажимая на кнопки. Электрика и гидравлика при этом полностью берут на себя все работы с парусами. Эта опция, однако, стоит порядка 100 000 евро, но в ходе теста практически полностью оправдала наши ожидания. Правда, лебедка гика-шкота была чуть медлительнее, чем лебедки генуи (Lewmar 65), способные в этом специальном исполнении не только добирать, но и самостоятельно потравливать шкоты.

Эргономика кокпита тоже удалась. За штурвалом рулевой может сидеть или стоять, имея отличный обзор как парусов, так и вперед по курсу. Комфорт и защита в кокпите находятся на выдающемся уровне. Даже при лавировке против полутораметровой волны в кокпит залетают лишь отдельные брызги.

Кто хочет (или вынужден) много ходить под двигателем, тоже не будет разочарован. Благодаря специальному трехлопастному винту на крейсерской скорости 7,2 узла шум дизеля практически не слышен.

Несколько неудобен выход на верхнюю палубу: путь на нос преграждают ванты и путенсы, надо быть осторожным. Емкость форпика и палубных рундуков в сумме составляет три кубометра, для 55-футовика – ничего исключительного. Тузик, геннакер и необходимое оборудование для дальнего плавания – вот место и закончилось.

Читайте также  Bavaria 56 Cruiser: достойная награды

Под палубой нет никаких оснований жаловаться на жилищные условия. HR 55 способна с максимальной дружелюбностью разместить у себя на борту шестерых яхтсменов, предоставив в их распоряжение интерьер высочайшего качества. Так, выполненная вручную (и стоящая того!) тиковая отделка тестовой яхты продемонстрировала столь тщательно подобранный рисунок и проработанную фактуру дерева, которую редко можно встретить даже в этом дорогом сегменте.

Если оставить за скобками диван в салоне, который, пожалуй, расположен чуть ближе к креслам, чем хотелось бы, не очень длинные (всего 195 см) койки в носу и не самую эффективную вентиляцию камбуза, то никаких других оснований для критики нет вовсе. Вся комплектация HR 55 очень качественна и весьма обширна, в верхнем сегменте являются нормой богато укомплектованные «в базе» яхты.

Правильный размер

Но вот ценовая политика – это тот единственный пункт, в котором Hallber-Rassy можно улучшить. Почему логичный в этом размере длинный камбуз предлагается лишь как опция и стоит целых 4400 евро? А почему за вариант с двуспальной койкой в кормовой каюте нужно доплачивать 6600 евро? За что? И почему верфь отдельно считает штормовой парус, трехцветный ходовой огонь или душ в кокпите?

Но все это, в общем-то, малосущественно. И не стоит особого внимания. Поскольку HR 55 обладает столь многими талантами и добродетелями, какими могут похвастаться лишь очень немногие яхты. И да, про нее можно сказать: это – правильный размерчик.

Заключение
Мало какая яхта этого класса может доставить такое удовольствие на ходу под парусами. Это ее качество вкупе с известными надежностью и долговечностью являются самыми сильными сторонам HR 55. Отлично укомплектованная и соответственно тяжелая яхта в открытом море ведет себя восхитительно

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №2 (61), 2014 г.