Gunfleet: история с продолжением

Самая молодая британская верфь предлагает гораздо больше, чем можно ожидать от круизной яхты мирового уровня



Текст Игоря Лазарчука

Добра от добра не ищут. Правило это в ходу во всех странах, и абсолютное большинство людей ему неукоснительно следуют. Но также верно и то, что всегда находятся люди, готовые плыть против течения, делать то, что от них никто не ожидает, расшатывать устои, чтобы создавать что-то новое, и в результате удивлять и даже поражать окружающих. Один из таких людей – смельчаков и новаторов – Ричард Мэтьюс.

Есть  правило: прежде чем что-то купить, надо что-то продать. Вот и Ричард Мэтьюс сначала продал…
И что продал! Oyster Marine! Легендарную верфь, крупнейшую в Великобритании, основанную им в возрасте 24 лет и у руля которой он был более тридцати лет.

В активе Мэтьюса более тысячи спущенных на воду яхт, дважды Oyster Marine отмечалась наградой Queen's Award – самой престижной британской промышленной наградой. И все-таки он ее продал! Может быть, кто-то и подумал, что человек, разменявший седьмой десяток, все же решил уйти на заслуженный отдых, но только не друзья Ричарда. Они знали, что без парусов он не может, без яхт себя не мыслит.

Мэтьюс всегда обожал парусный спорт. По словам его отца, Ричард научился ходить под парусом раньше, чем ездить на велосипеде. В своей первой оффшорной гонке Мэтьюс участвовал, когда ему было 11 лет. И это было только начало. Как шкипер он шесть раз побеждал в UK East Coast Offshore Championship, а также практически во всех крупных офшорных и прибрежных гонках Соединенного Королевства.

Друзья не ошиблись. Продажа Oyster Marine стала первым шагом к созданию новой верфи. В 60 милях к востоку от Лондона, в городе Колчестер, был куплен кусок земли площадью два с половиной гектара с фабрикой, занимающей 7000 м2. Здесь Ричард Мэтьюс был намерен заняться конструированием и постройкой яхт с одной стороны инновационных, а с другой – отличающихся высочайшим уровнем исполнения. Создавать такие яхты предстояло целой команде единомышленников. Чтобы влиться в нее, из Новой Зеландии приехал Билл Хоулетт, бывший финансовый директор знаменитой верфи McDell Marine в Окленде. Причем, как рачительный финансист, Хоулетт приехал не один, а сманив с собой технического директора и специалистов по столярной работе и оснащению. Плюс к этому команду пополнили некоторые ведущие специалисты Oyster Marine , и среди них Бен Вэйс, директор по маркетингу, менеджер по продажам Барри Эшмор, коммерческий директор Ник Крид и бухгалтер Марк Андервуд. В результате получилось, что самая молодая верфь в Британии в то же время обладает командой с наибольшим опытом. Вполне резонно было ожидать от ее работы впечатляющих результатов, и они не заставили себя ждать.

Кстати, о названии. Из окна своего дома на берегу Темзы Мэтьюз видел печально известную отмель Ганфлит, погубившую много судов. В честь этой отмели он и назвал новую верфь.

Это решение породило массу недоуменных вопросов: да можно ли? Не заигрывает ли Мэтьюз с судьбой? Лишь немногие высказали догадку, что это не вызов, это своеобразная гарантия того, что яхтам Gunfleet мели будут не страшны, и не только они. И все же это было смелое решение, достойное, впрочем, истинного британца.

Читайте также  Сказка про белого бычка

И еще кстати. Некоторое время Ричард Мэтьюз интриговал яхтенную общественность тем, кто будет дизайнером первой линейки яхт Gunfleet. Наконец имя конструктора было предано огласке. Свой выбор Мэтьюз остановил на Тони Кастро, дизайнер опытный и яркий, португалец и аристократ.

В принципе это можно было предвидеть. Мэтьюз был знаком с Кастро более 30 лет, всегда с интересом следил за его карьерой, а она впечатляла. Тони Кастро начал с проектирования гоночных судов, при этом сконструированные им яхты пять раз одерживали победу на мировых чемпионатах. Не оставляя этого направления, Тони Кастро решил проявить себя в создании суперъяхт, и снова его ждал успех: лишь в последние два года суперъяхты Кастро получили четыре награды за превосходный дизайн. В очередной раз репутацию Кастро как конструктора подтвердила победа его 29-метрового шлюпа Scorpionedei Mari на кубке Superyacht Cup в 2010 году. Вообще, список клиентов Кастро напоминает табель о рангах мировых яхтенных компаний: Jongert, Oceanco, Jeanneau и Royal Huisman… Это ряд пополнила Gunfleet, которой только еще предстояло заявить о себе.

Почему Кастро согласился на предложение Мэтьюза – понятно, их взгляды на то, какими должны быть яхты вип-, люкс- супер- (приставка на выбор) класса, совпадали. Почему Ричард Мэтьюз сделал это предложение, понятно тоже. Яхты Тони Кастро чрезвычайно популярны во всем мире, причем все без исключения, начиная от Laser SB3 (SB 20) и до яхты, которая и яхтой-то, строго говоря, не является, – 65-метрового 280-тонного барка Tenacious. Как результат 7500 яхт на плаву. Это ли не повод для гордости конструктора? И это ли не достаточное основание, чтобы владелец верфи Gunfleet захотел, чтобы его яхты создавал именно этот дизайнер, знающий все о современных композитных материалах, один из немногих конструкторов, использующий систему CATIA фирмы Dassault Systems, которая в позволяет достичь невероятных высот визуализации и оптимизации многих аспектов дизайнерской работы.

Первой яхтой в линейке молодой верфи стала Gunfleet 43, которая по многим параметрам не уступала более крупным лодкам, и прежде всего во всем, что касается качества.

И тут нужно отметить чрезвычайно важную вещь. Никто на Gunfleet и не думал о том, чтобы пройти проторенным путем, кое-что позаимствовав у одной верфи, кое-что у другой. Нет, Тони Кастро и команда Ричарда Мэтьюза шли своим путем, никого не повторяя и ни на кого не оглядываясь. Они не дышали в затылок конкурентам, они их просто не брали в расчет и потому стали первыми. Gunfleet 43 не похожа ни на одну яхту в своей категории, настолько она просторна, столько на ней оборудования, что прежде было прерогативой лишь лодок гораздо больших размерений. Вот лишь один пример: каюта владельца Gunfleet 43 оборудована отдельной душевой кабинкой. Какая-нибудь другая яхта может похвастаться такой опцией? Или кормовые рундуки. Они просто огромны, словно их конструировали для яхт больше 50 футов длиной.

Так рождаются традиции. Сделав хорошо, даже очень хорошо, один раз установив планку, ее уже нельзя опускать. За 43-футовой моделью последовала Gunfleet 58, которая была представлена публике на бот-шоу в Дюссельдорфе в январе 2013 года. Планы верфи таковы, что к открытию сезона 58-я должна быть доступна всем желающим. Впечатляющий темп, серьезные планы. Впрочем, у Ричарда Мэтьюза по-другому и не бывает.

Читайте также  Мечта со страниц журнала

Новая модель верфи сочетает в себе великолепный облик с отменными ходовыми качествами. Плюс к этому ставший уже фирменным комфорт: самые просторные и удобные каюты в классе, удобство управления, новейшее оборудование.

Стремительный круизер с небольшой осадкой в заводской комплектации поставляется с падающим швертом и двойным пером руля. Усиления корпуса углепластиком и кевларом – заслуга компании SP Gurit, мирового лидера в этой области.

Внешне 58-я модель отличается современным дизайном корпуса, четкими линиями, а также смещенным в корму мидель-шпангоутом, что позволило обеспечить максимальную остойчивость формы и хорошие ходовые качества. Отвесный форштевень и длинная ватерлиния также улучшают ходовые качества лодки.

Сочетание небольшой осадки и низкого центра тяжести может показаться парадоксом, но именно это и является главной особенностью этой яхты. Можно сказать, что Gunfleet 58 вобрала в себя все лучшее, что могут предложить оба типа организации балласта, и это не просто громкие слова: стандартная конфигурация сочетает в себе удобство лодки с традиционным килем, обеспечивающим хороший восстанавливающий момент, маневренность малой осадки в 1,75 м при поднятом шверте и уверенный ход против ветра с опущенным швертом (3,6 м). Два пера руля гарантируют, что лодка не выйдет из-под контроля даже в непогоду при поднятом шверте.

На яхте два сбалансированных штурвала на разработанных специалистами Gunfleet стойках Flightdeck, оснащенных современной плоттер-системой, которая предоставляет рулевому точные навигационные сведения, отображает данные с датчиков, позволяет управлять автопилотом, радаром и с помощью CZone наблюдать за состоянием двигателя, генератора и бортовой электроники, а также зарядом батарей. Приятной мелочью можно назвать небольшой холодильник для напитков, расположенный в центральной части закрепленного столика. Со стороны кормы в комингсе предусмотрена ступенька, которая облегчает доступ в «рабочую зону». В случае непогоды экипаж будет защищен складным спрейхудом.

В свою очередь, два штурвала позволяют шкиперу в нужный момент находиться с подветра и наблюдать за гротом, а также переходить с одного штурвала на другой при смене галса. В лодках с центральным кокпитом такое расположение штурвалов образует удобный проход с кормы в кокпит и освобождает место в самом кокпите, которое могло бы быть занято центральной штурвальной стойкой.

Однако такое решение ставит перед дизайнером большие проблемы в части организации подпалубного пространства. Что достаточно просто сделать на больших яхтах, на лодках длиной 55–58 футов сделать не так-то просто. Действительно, как обеспечить максимальное удобство и обзор для рулевого и комфорт в каютах? Многие конструкторы соглашаются на компромиссы, пасуя перед такой задачей, но только не Тони Кастро. Множество по-настоящему инновационных решений, оригинальных мелочей позволили искусно организовать пространство под палубой. Каюты просторны, складские помещения просто огромны, вместительный рундук имеющий доступ с палубы расположен в носу. Все очень разумно, недаром же практичность – это один из столпов философии Gunfleet. Впрочем, верфь открыта для любых предложений клиентов по поводу планировки, как и электроники, машинного оборудования, оснащения.

При разработке парусного вооружения яхты немало внимания, разумеется, было уделено ходовым качествам, но во главу угла была поставлена легкость управления. На лодке установлена сквозная мачта с топовым вооружением, отклоненными в корму краспицами, расположенным близко к рубке, креплением вант.

В стандартную комплектацию входит генуя (перекрытие 130%) с закруткой. Также можно заказать стаксель на собственный вкус. Закруткой грота управление осуществляется из кокпита. Для основного такелажа используется скрытая проводка выведенная на электрические лебедки, управлять которыми может рулевой.

Читайте также  Вид сзади. К вопросу о форме транцев

При планировке палубы была использована так называемая конфигурация с приподнятым салоном, что добавляет простора внутренним помещениям. Кстати, Ричард Мэтьюз предложил концепт приподнятого салона больше 35 лет назад, и, несмотря на то что планировочные решения не стоят на месте, предложить что-то лучшее, по сути, не удалось никому.

В салоне очень светло. Большие же центральные панорамные иллюминаторы пропускают много света и позволяют даже сидя наслаждаться открывающимися видом, не важно – стоит ли яхта в марине или идет полным ходом. Иллюминаторы, установленные в каюте владельца и гостевых каютах, также очень приличных размеров. Два в передней части кают-компании можно открывать для проветривания внутренних помещений, и это приятная мелочь, которая вовсе не мелочь для тех, кто понимает.

В стандартной комплектации салон яхты отделан американским светлым дубом, но на выбор заказчикам предлагаются и другие материалы.

Первая яхта Gunfleet 58 уже прошла морские испытания, и все, кто видел Gunfleet 58 «в деле», не могут не согласиться, что ее дизайн, стиль, ни в малом не противоречащие практичности, превосходят все достигнутое прежде.

Верфь не может пожаловаться на отсутствие клиентов и уже объявила, что следующей моделью будет Gunfleet 74. Конструкторы уверены, что и эта модель превзойдет всех своих конкурентов в классе. Что касается интерьера и оснащения, с будущей лодкой Gunfleet смогут сравниться разве что яхты длиной 80 футов и более. При этом киль 74-й будет таким же, как у ее «младшей сестры», что обеспечит как малую осадку, так и уверенный ход против ветра. Носовые и кормовые каюты новой лодки будут очень просторными, а кокпит будет разделен на две части, чтобы отделить «рабочую» половину от места для отдыха. Яхта будет оснащена гидравлическим откидным транцем, за которым в специальной нише можно оборудовать место для тендера. Каждая из пяти двухместных кают будет иметь собственный гальюн. Особенностью интерьера станут большие панорамные иллюминаторы в салоне и в основных каютах, обеспечивающие хорошее освещение. Кубрик для команды будет отделен от других помещений и оборудован собственным камбузом, – и это идеальное решение для чартерных круизов, так команда и гости будут меньше мешать друг другу.

Если бы молодость смела, если бы старость могла…
Эти сетования не для верфи Gunfleet.

Это молодая дерзкая компания, где работают люди с колоссальным опытом. Это счастливое сочетание позволяет Gunfleet создавать одни из лучших яхт в мире – дружелюбные к своим владельцам, красивые, изящные, послушные, готовые отправиться в любую точку земного шара. Дело за вами: если вы способны оценить настоящее качество, то Gunfleet – это ваш выбор.

Опубликовано в Yacht Russia №4 (51), 2013 г.