Beneteau Sense 55: под диктовку здравого смысла

Sense, как известно, по-русски означает «смысл». Называя так свою линейку яхт, по своей архитектуре и идеологии стоящую в стороне от всего, что делали и делают массовые верфи, компания Beneteau, видимо, хотела подчеркнуть то, что в эти отличия вложен большой смысл. Чтобы убедиться в этом, главный редактор YR побывал на тестах крупнейшей яхты из линейки Sense – Sense 55.




Текст Артура Гроховского

Должен сразу отметить, что благодаря любезности компании Beneteau мне удалось даже дважды побывать на тестах этой лодки, что бывает, прямо скажу, нечасто. Как результат удалось испытать ее с разными парусами и настройками и в разных погодных условиях.

Но сначала – о конструкции и концепции. Идеология всей линейки Sense зародилась в тот момент, когда в штаб-квартире Beneteau в разгар очередного мозгового штурма на тему «Чем бы заменить не самую удачную линейку Cyclades?» кто-то из сотрудников мечтательно обронил: «Вот бы как-то скрестить однокорпусник и катамаран…»

Сказано – сделано! Оливье Ракупо (один из основателей бюро Berret-Racupeau, которое проектирует крейсерские лодки Beneteau) без лишних слов понял, что ему делать, предложив разве что добавить кое-какие полезные идеи из архитектуры и планировки моторных яхт. И исходя из этой концепции, на мониторах КБ вскоре стали появляться первые эскизы с необычной для крейсерских яхт планировкой.

Конструкция и дизайн

Главная внешняя особенность Sense 55 – это то, что максимальная ширина корпуса сильно смещена в корму, этим лодка больше напоминает Open 60. Вопреки первым впечатлениям Sense 55 – далеко не самая широкая лодка среди массовых 55-футовиков (хотя кажется именно так), но вот ширина яхты на транце действительно одна из самых больших. Подобные пропорции позволили создать на лодке очень просторный кокпит – пожалуй, самый просторный среди одноклассниц. Для того чтобы максимально использовать ширину яхты в плане управляемости, на лодке применены два пера руля – решение, сегодня пока еще довольно редкое для серийных крейсеров.

Еще один важный момент – корпус яхты имеет развитую и хорошо заметную скулу, идущую от кормы практически до миделя. Скула на крейсерских яхтах сегодня выполняет сразу три функции: она повышает восстанавливающий момент на крене (при вхождении скулы в воду), она работает своеобразным «ребром жесткости», повышая продольную жесткость широких и невысоких пластиковых корпусов, наконец, за счет вызванного скулой расширения в кормовой части корпуса увеличиваются объемы в корме – на Sense 55 кормовые рундуки имеют просто чудовищные размеры: «слона упрятать можно».

Внутренняя планировка Sense 55 (как и всей линейки) радикально отличается от привычной уже компоновки большинства крупносерийных яхт.

У Sense все каюты перенесены в носовую часть судна, что позволило сделать огромный, практически квадратный в плане салон, больше всего по своей планировке напоминающий яхты Wally.

Впрочем, нельзя точно утверждать, что именно Wally послужили прототипами для идеи внутренней компоновки линейки Sense (во всяком случае, сам О. Ракупо в разговоре это отрицает). Идея, по его словам, заключалась в следующем: для большего удобства гостей следовало строго разделить (зонировать) внутреннее пространство яхты по следующему принципу: все жилые помещения (каюты) смещаются в нос, а общественное («социальное») пространство, то есть салон, находится в корме, будучи напрямую связанным с кокпитом. Отсутствие кормовых кают позволило заметно опустить настил кокпита, что сделало сходной трап очень невысоким и радикально улучшило физическое сообщение между салоном (камбузом) и кокпитом. Здесь надо еще отметить, что пол салона чуть приподнят относительно уровня кают (несильно, но все же), так что в итоге высота сходного трапа на Sense 55 составляет всего 82 см (три невысоких ступеньки), в то время как на некоторых яхтах сходного размера она может достигать полутора метров (особенно у лодок с центральным кокпитом). Почувствуйте, что называется, разницу! Конечно, все равно нельзя сказать, что по удобству перехода из салона в кокпит Sense полностью сравнялась с катамаранами, но она, несомненно, ближе к ним, чем любая другая однокорпусная парусная яхта (за исключением Moody серии DS, у которых салон и кокпит вообще находятся на одном уровне). А по суммарной площади салона и кокпита у Sense 55 сегодня, пожалуй, вообще нет конкурентов.

Читайте также  Azuree 46: восточный экспресс

Хотя нельзя сказать, что подобная планировка – абсолютная новинка на серийной парусной яхте. Еще в 1998 году компания Dufour попыталась внедрить на так и не ставшей популярной яхте Atoll 43 идею организации салона и кокпита на одном уровне по высоте. Кстати, и объяснение такой компоновке преподносилось именно как гибрид однокорпусника и катамарана (специально был даже изобретен особый термин «мономаран»). Но тогда подобное решение, видимо, было несвоевременным – во всяком случае, рынок его не принял. Возможно, причина была еще и в том, что внешнее решение яхты было крайне далеко от изящества. Впрочем, мы отвлеклись.

Идеологически вся линейка Sense рассчитана на людей, готовых проводить много времени на борту своей лодки и не стремящихся нанимать штатного капитана или боцмана. Поэтому стандартно не предусматривается отдельной каюты для капитана. Впрочем, небольшое жилое помещение может быть устроено в левом рундуке кокпита (туда даже ведет небольшой трап), хотя мне трудно представить людей, которые в здравом уме согласились бы там жить. (Впрочем, руководитель пресс-службы Beneteau Ив Мандин тут же опроверг меня, сказав, что его сын с удовольствием размещается в такой «каютке» во время семейных походов на Sense 43.) В любом случае о небрежении компанией Beneteau нуждами штатного экипажа говорит такой факт – отдельного гальюна на яхте нет. Все три санузла связаны с соответствующими каютами, и доступ снаружи в них отсутствует. Для тех владельцев, кто не мыслит яхту без штатного капитана, это обстоятельство может стать неприятным сюрпризом.

Интерьер и отделка 

Придраться к самим каютам сложно – они светлые и просторные. Расположение в носовой части позволило сделать их гораздо более высокими, поскольку нет необходимости прятать их под кокпит: высота в обоих каютах составляет 1,97 метра. Есть небольшие, но полезные мелочи, позволяющие сделать жизнь в гостевых каютах более удобной, – например, есть скользящая надкроватная полочка, очень удобная для чтения или для работы с ноутбуком. Внутренняя отделка яхты характерна для всех работ компании Nauta Design – обилие плоских поверхностей, гармоничное сочетание красного дерева и белых панелей. Кто видел интерьер от Nauta Design хотя бы раз, никогда ни с чем его не перепутает. Лично мне такой «офисный» стиль не вполне по душе, но он выполнен вполне в духе современных тенденций и, судя по всему, очень полюбился владельцам Beneteau. Любопытна еще вот какая деталь, тоже редко встречающаяся на парусных яхтах: двери в обе гостевые каюты выполнены не распашными, а сдвижными. Интересно, как это решение зарекомендует себя на практике, не станут ли створки дверей брякать в пазах во время качки на стоянке, мешая гостям спать?

Оригинальным планировочным решением выделяется носовая каюта владельца: гальюн и душевая, примыкающие к ней, разнесены и находятся по разные стороны
от центрального прохода.

Скорее всего, такое решение более удобно, чем традиционное для яхт совмещение гальюна и душевой, но совершенно непонятно, почему дверь душевой на всех виденных мною экземплярах Sense 55 выполнена совершенно прозрачной. Мечта вуайеристов?

Читайте также  Jeanneau 54: крейсер для индивидуалистов

Салон яхты имеет, как я уже сказал выше, почти квадратные пропорции. В центре находится небольшой «остров» с сидушкой, прячущий в себе выдвижной 32-дюймовый телевизор, просматривать который можно сидя на С-образном диване напротив. Опускающийся при помощи электропривода раскладной столик позволяет при необходимости превратить этот диван в еще одно двуспальное место. Оконечность дивана перед сходным люком предназначена для размещения штурмана (он сидит лицом к кокпиту). Для удобства работы на крене эта часть дивана может отдельно приподниматься. В качестве навигационного инструмента штатно предлагается плоттер Raymarine E120. По правому борту – просто гигантский камбуз во всю длину салона, укомплектованный всем, что только может пожелать душа хозяйки (два холодильника, микроволновка, газовая плита, посудомоечная машина). Обе наружные (вертикальная и горизонтальная) поверхности газовой плиты закрываются специальными выезжающими декоративными крышками, что делает интерьер салона цельным и завершенным. Салон очень высокий (2,08 м) – при моем росте даже трудно было дотянуться до жалюзи на иллюминаторах, так что есть смысл заказывать один из электропакетов, позволяющий опускать жалюзи при помощи электропривода. В качестве аудиосистемы используется Pioneer AVH-330OBT, позволяющий проигрывать DVD, оснащенный разъемами USB и SD-card, а также совместимый с iPod.

Качество сборки и отделки этой недешевой лодки находится заметно выше среднего, на качке ничего не скрипело, крышки и створки шкафчиков и ящичков не отваливались. Впрочем, не могу не отметить, что их шарниры оснащены микролифтами – решение, сегодня типичное для флагманских яхт в линейке Beneteau.

Кокпит яхты очень просторен (2,30 x 1,30 метра), но этим его особенности не исчерпываются. Столик в кокпите может опускаться (опять же при помощи электропривода) на один уровень с банками, что позволяет превратить открытое пространство кокпита в огромное «лежбище», которое целиком закрывается входящими в комплект яхты подушками. Низкий уровень кокпита сделал ненужной откидывающуюся купальную платформу, а на стоянке можно сложить сиденья рулевого, что дополнительно увеличит свободные размеры и без того немаленького кокпита.

На ходу под парусом 

Парусное вооружение Sense 55 оставило сложное впечатление. С одной стороны, на лодке установлена очень высокая мачта, обещающая высокие ходовые качества. С другой, возможности настройки грота сильно ограничены, поскольку отсутствует погон каретки гика-шкота – ее заменяют два подпружиненных блока, расположенных на мощной арке. Руководство фирмы считает (исходя из своей концепции «яхта – это квартира под парусами»), что владельцы желают все меньше и меньше уделять внимания кропотливым работам по настройке парусов. Поэтому погон гика-шкота исчез, отчасти его функции выполняет мощная оттяжка гика.

Все снасти бегучего такелажа

имеют внутреннюю проводку.

Это хорошо смотрится, но имеет и свои недостатки, не говоря уже о сложностях их замены в случае обрыва. Проведенные по внутренним каналам со множеством изгибов концы испытывают значительное внутреннее трение, что влечет за собой определенный рост усилий. Впрочем, это не так страшно.

Читайте также  Прорезать, а не врезаться

Погода в день тестов выдалась довольно удачная: ветер дул со скоростью 20–22 узла, иногда налетали порывы до 28 узлов.  Несмотря на столь свежую погоду, мы решили поставить полный грот и развернуть Код зеро.

По полутораметровой волне Sense 55 шла в полный бакштаг (TWA составлял примерно 135–140°) весьма легко, не стремясь привестись к ветру. Лодка почти все время находилась в режиме серфинга, постоянно двигаясь со скоростью, превышающей свою теоретическую скорость  водоизмещающего движения – 9,5 узла. Показатели лага (точнее, GPS) ни разу не опустились ниже 10 узлов, в среднем находясь на значении 12–12,5 узлов. Периодически на дисплее GPS высвечивались цифры свыше 15 узлов, а кильватерная струя (да и вообще шум воды за кормой) больше напоминала моторную яхту.

На руле Sense 55 была на удивление спокойна.

Ее несильные стремления пойти на ветер легко парировались движением руля (в этих условиях она требует быстрых, но коротких движений – рулится «по-истребительному», в отличие от вялых и размазанных реакций многих одноклассниц), и яхта легко сохраняла прямолинейное направление движения. Применение на ней рулевого механизма с двумя перьями в этих условиях полностью оправдало себя – не было даже ощущения того, что лодка может резко пойти на привод. Стоять за штурвалом в этих условиях был полный восторг – ощущение штурвала в руках было совсем автомобильным, с приятной упругой обратной связью.

Однако не могу сказать, что неопытному рулевому будет легко и комфортно в этих условиях. Напряжение, которое испытываешь, управляя большой яхтой с полной парусиной на таком ветре и при такой скорости, по силам лишь довольно опытному человеку. И дело даже не в физической нагрузке – она-то, собственно, невелика. Дело именно в высоком психологическом напряжении. В остальном же – превосходная яхта.

Впрочем, мои восторги несколько поубавились после того, как мы легли на обратный курс. Лавировка в свежий ветер под штатной генуей – явно не самая сильная сторона Sense.

Хотя острые носовые обводы позволяют яхте идти против волны очень мягко, крутизна лавировки все же невелика (скажем так, меньше, чем ожидаешь, глядя на прекрасный ход на попутных ветрах), а крена достаточно сильные, невзирая на большую ширину. Сидя на наветренном борту, ощущаешь себя не вполне комфортно, поскольку находишься слишком высоко. Лодка явно ориентирована на попутные курсы, а вот пытаться идти на ней круче 45° не стоит, а оптимальный угол лавировки в таких погодных условиях составляет порядка 52°.

В слабый же ветер яхта может оказаться несколько разочаровывающей. Все дело в том, что за счет большой ширины в корме и двух перьев руля у Sense 55 заметно (по сравнению с одноклассницами) возросла площадь смоченной поверхности.  Поскольку при невысокой скорости именно она оказывает основное влияние на суммарное сопротивление яхты, то лодка движется несколько медленнее, чем это можно было бы ожидать. Пожалуй, с точки зрения ходовых качеств это единственный недостаток Sense 55, к которому можно было бы придраться.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №7 (54), 2013 г.